Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

Новоспасский монастырь

Адрес: Крестьянская пл., д. 10

Наместник: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Подрядчик: ООО «Пирит-99» (2018-2016)

Технический надзор: ООО «Квик» (2018)

Авторский надзор: ООО «СтройИндустрияГрупп» (2018-2016)

Сайт храма: новоспасский-монастырь.рф

 

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2018 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы реставрировался объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11.

Производились следующие работы: реставрация северного и части восточного фасадов (итальянский дворик), реставрация белокаменного цоколя, устройство отсечной гидроизоляции и отмостки в итальянском дворике. В 2018 году реставрационные работы, начатые на этом объекте в 2015 году, были завершены.

В 2017 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы реставрировались два объекта.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Производилась реставрация фасадов и белокаменного цоколя, устройство полов и вентилируемой отмостки, реставрация живописи.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря — Башня пятигранная на западной стене». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 29. Выполнялись работы: реставрация фасадов, белокаменного цоколя, устройство вентилируемой отмостки.

В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы реставрировались два объекта.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Работы: реставрация фасадов, белокаменных крылец; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах храма и погребах; консервация живописи.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря — Никольская церковь при бывших больничных палатах, 1652 г.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 19. Работы: ремонт и реставрация крыши, барабана и завершений храма; реставрация фасадов, белокаменного крыльца; ремонт и воссоздание окон, металлических решеток, устройство системы водостока.

В 2015 году в Трапезной палате с церковью Покрова были отреставрированы кровля, барабан, завершения храма.

 

История

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью Москвы. Он был основан в XIII веке благоверным князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловым монастырем.

Там Спасский монастырь пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к храму Преображения Господня.

Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время были построены и другие монастырские здания. Известно также, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.

Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре останавливались приезжавшие в Москву по делам своих епархий архиереи.

В период правления великого князя Иоанна III наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна III Софии Палеолог начата постройка обширного великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место – на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки.

Новое место для Спасо-Преображенского монастыря, называемое Васильевским станом, было выбрано неслучайно. Здесь дважды стоял со своим войском Василий Темный: против татарского хана и во время междоусобной борьбы против Дмитрия Шемяки. Высокий берег реки служил своеобразным сторожевым пунктом на подступах к Москве с юга.

По новому месту Спасо-Преображенский монастырь стали называть Новым или на Новом, а впоследствии — Новоспасским. Первоначально все здания монастыря, кроме собора, были деревянными. Соборный храм в честь Преображения Господня был заложен в 1491 году. В 1497 году собор был освящен.

При Иване Грозном монастырь превратили в могучую крепость: усилили крепостные бревенчатые стены с башнями, выстроили дополнительно острожек, укрепленный земляным валом, тыном и окруженный рвом.

Обители пришлось не единожды защищать столицу от нападения татар. Так, в 1521 году крепостные стены монастыря стали свидетелями набега татарского хана Махмет-Гирея. В 1571 году — нападения орд крымского хана Давлет-Гирея. Врагов, подбиравшихся к крепости, встречали частыми залпами пушечного и ружейного огня, в упор били по врагу из нижних бойниц, прицельным залпом разили неприятеля бойницы второго яруса крепостных стен и башен, а бойницы третьих ярусов вели перекрестный огонь по осаждающим.

По сигналу тревоги стрельцы, размещавшиеся в караульных помещениях, поднимались по каменным лестницам в толще стен к бойницам. А в это же время монахи разводили костры и в чанах готовили кипяток или горячую смолу, чтобы потом поднять на стены и вылить на головы идущих на приступ врагов.

Когда крымский хан Казы-Гирей в 1591 году подошел с войском к Москве, Новоспасский монастырь стал надежным оплотом Москвы с юга. Вот как описана битва русских и татар у стен монастыря в книге Н. Писарева «Утро в Новоспасском»: «…Казы-Гирей повел атаку от Коломенского прямо на Кремль, и должен был спуститься в равнину между Симоновым и Новоспасским, которые, пропустив его, открыли огонь ему в тыл и между тем как с бойниц Данилова монастыря стреляли в его правое крыло, пушки Воробьевского стана (где ныне Донской монастырь) громили левое, а бойницы и стены Кремлевские палили ему навстречу, последние умолкли, когда сеча вызывала наше войско из стана для рукопашной схватки. Итак, изменив расстояние и поставив тысяч сто войска между ними, явно увидим возможность действовать удачно всем этим обителям в одно время. Войско татарское рассыпалось. Новоспасские бойницы, находясь в ближайшем расстоянии от Гиреева тыла, наносили хану жестокие удары». Крымская орда в этом сражении понесла большой урон и с той поры уже больше никогда не подходила к Москве.

В самом начале XVII столетия монастырь успешно выдерживал осаду польских захватчиков. У его стен русское ополчение готовилось к окончательному освобождению столицы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского… в 1612 году на Крутицах князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». Но даже после освобождения Москвы от поляков монастырь не утратил своего оборонного значения.

«Лета 1615 года, апреля 13, государь, царь и великий князь Михаил Федорович велел Петру Григорьевичу Дашкову быти у Спаса в Новом монастыре для оберегания от прихода крымских и нагайских людей. А с ним государь указал быть с сотником сто человек стрельцов. И Петру, будучи у Спаса в Новом монастыре, жити с всяким бережением. И сторожи б у него в монастыре были не робкие, а стерегли не оплошно, чтоб татарево безвестно к монастырю не пришли и дурно какого не учинили».

Именно с этих лет, с момента вступления царя Михаила Феодоровича Романова на престол, в истории Новоспасского монастыря начинается эпоха процветания. Тому было несколько причин. Еще в 1498 году рядом с незадолго до этого освященным храмом был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых, основатель династии. В XVI столетии в монастыре стали хоронить и других представителей этого боярского рода.

Лжедмитрий I, едва воссев на московском троне, повелел перенести в монастырь из далеких северных селений захоронения трех бояр Романовых, сосланных Борисом Годуновым. Стремясь отменить все указы и решения ненавистного ему Бориса, Лжедмитрий, сам того не ведая, оказал великую услугу будущему царскому Дому. Вплоть до XVIII столетия монастырь оставался местом захоронения членов царствующей семьи Романовых.

Не нужно объяснять, каким дорогим местом стал для русских царей Новоспасский монастырь – место последнего пристанища их знаменитых предков и близких родных. Сюда, к их могилам, в определенные дни совершались торжественные царские «выходы». На Новом месте, монастырь продолжал оставаться местом великокняжеского и царского богомолья и назывался «царскою, комнатною, великою, пресловутою, первостепенною обителью».

Государи Российские на протяжении всей истории покровительствовали обители. На помин души предков они жертвовали драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги — все то, что составило богатейшую ризницу монастыря…

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности Православию. Было принято решение взорвать обитель, но помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей», висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году благодаря открытому письму Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

Подлинная жизнь вернулась в монастырские стены обители в начале 1991 года, когда Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первоначально вся братия монастыря состояла из трех человек – наместника, архимандрита Алексия Фролова и двух иеромонахов. С этого момента начались работы по восстановлению обители, которые продолжаются по настоящее время. В 1997 году в Усыпальнице бояр Романовых были перезахоронены останки Великого князя Сергея Александровича Романова. В 1998 году в монастыре был установлен крест-памятник — точная копия креста на месте гибели Великого князя Сергея Александровича, выполненного по проекту русского живописца В.М. Васнецова.

В 2011 году исполнилось двадцать лет со времени возрождения обители. К той знаменательной дате в Новоспасском монастыре был открыт музей для всеобщего посещения, который знакомит с посетителей с историей обители. Основу музейной коллекции составляют предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и личные вещи Великого князя Сергея Александровича Романова.

16 июля 2012 года на территории Новоспасского монастыря для всеобщего поклонения и посещения был открыт так называемый Итальянский дворик, где в 20-е годы ХХ века осуществлялись расстрелы.

Полностью отреставрирован центральный купол Спасо-Преображенского собора.

Для почитаемых икон обители были изготовлены прекрасные, тонкой работы оклады.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век)

Покровская церковь примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому храму, имея с ним общую паперть. Церковь была заложена царем Алексеем Михайловичем Тишайшим в 1673 году, возведена на его средства за два года и освящена 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм построен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780 году.

В 1812 году французы превратили Покровскую церковь в склад. В 1813 году храм был вновь освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был создан новый иконостас.

По бокам главного алтаря находятся два придела: правый — во имя святой великомученицы Варвары (устроен в 1758 году), левый — во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского (освящен в 1757 году, вскоре после открытия мощей и прославления святителя).

В 1877 году весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары — изображениями преподобных дев и мучениц.

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт, службы в храме прекратились.

Покровский храм был снова освящен только в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 году начались работы по его росписи, главным образом, силами братии.

Храм святителя Николая

В северо-западном углу братских келий расположен храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице.

В подвальном этаже под Никольской церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, где держали ссылаемых в монастырь преступников. Здесь подвергался мучениям святой преподобный Дионисий, бывший настоятель Троице-Сергиевой обители, заточенный в Новоспасский монастырь как мнимый еретик.

Церковь несколько раз перестраивалась, особенно серьезно в XIX веке.

При большевиках Никольский храм не закрывался дольше других. Он имел отдельный вход со стороны улицы. Богослужения в нем продолжались до 1926 года. И это было время полулегального существования монастыря в качестве приходской общины под названием «Братство во имя Преображения Господня». В 30-е годы Никольский храм превратили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.

 

 

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru