Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

История

Первым централизованным органом управления церковной собственностью был Монастырский приказ. О его существовании упоминается в записях еще в 1620-х годах.

С 1943 года и Русская Православная Церковь становится официально зарегистрированным юридическим лицом. Именно в это время происходит воссоздание единой, централизованной системы управления финансами Церкви, которая впоследствии оформится как Хозяйственное управление.

Заключительным актом, предварившим создание Хозяйственного управления Московского Патриархата, стало подписанное Сталиным Постановление Совета Народных Комиссаров СССР 1945 года, предоставлявшее Московской Патриархии, епархиальным управлениям, монастырям и проходам юридические права на «приобретение транспортных средств, производство церковной утвари, продажу верующим, аренду, строительство и покупку в собственность домов для церковных надобностей… Этим же Постановлением разрешался колокольный звон и плановое снабжение церковных общин со стороны государства необходимым строительным материалом».

По решению Святейшего Патриарха Алексия, на заседании Священного Синода 20 июня 1946 году было принято Положение о Хозяйственном управление при Священном Синоде Русской Православной Церкви (ХОЗУ). Первым председателем ХОЗУ был назначен епископ (с 1951 года – архиепископ) Можайский Макарий (Даев) (1888 – 1960). Владыка Макарий имел репутацию прекрасного администратора и хозяйственника не только среди мирян и клириков Церкви, но и имел заслуги перед Родиной.

Одной из главных задач Хозяйственного управления, кроме контроля за финансовой деятельностью Церкви, было создание предприятия, которое бы выпускало необходимую для церковной жизни продукцию: свечи, облачения, предметы церковного обихода и проч. Помимо организации работы Производственных мастерских, в сферу компетенции ХОЗУ входили вопросы строительства и реставрации Патриарших резиденций, монастырей и храмов.

В феврале 1960 года на должность председателя ХОЗУ был выбран епископ Дмитровский Пимен (Извеков), которому через десятилетие будет уготовано Господом возглавить Русскую Православную Церковь.

Пятым председателем ХОЗУ стал не архиерей, а священник – протоиерей Владимир Евгеньевич Елховский, благочинный одного из московских округов, а также нес послушание в Отделе внешних церковных сношений.

В период с 1968 по 1970 председателем ХОЗУ был протоиерей Александр Васильевич Солертовский, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (в котором находились Производственные мастерские ХОЗУ).

На Священном Синоде 25 августа 1971 года председателем ХОЗУ был назначен архиепископ (с 1971 г. – митрополит) Серафим (Никитин). Благодаря поддержке и помощи патриарха Пимена, владыка Серафим за эти три года смог реализовать наиболее значимые проекты ХОЗУ третей четверти XX века.

В 1973 году должность заместителя председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии был определен очень яркий и талантливый администратор – протоиерей (с 1978 г. – протопресвитер) Матфей Стаднюк. По благословению патриарха Пимена в помощь отцу Матфею был направлен Евгений Алексеевич Пархаев, который вложил много сил в строительство мастерских, а с 1987 года по настоящее время является директором Художественно-производственного предприятия «Софрино». К тому времени Евгений Алексеевич уже 10 лет работал в Хозяйственном управлении и занимал должность руководителя производственного отдела ХОЗУ. К середине 1990-х годов ХПП «Софрино» и Хозяйственное управление стали двумя автономными церковными организациями.

В Москве при деятельном участии Хозяйственного управления были проведены большие ремонтные работы в Новодевичьем монастыре, отреставрированы храмы Воскресения Христова в Сокольниках, Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках и другие. Благодаря усилиям Хозяйственного управления проведена реставрация куполов и иконостасов во многих соборах и храмах Московского Патриархата.

К несчастью, скудость достоверных источников и обилие некорректной и открыто претенциозной информации о финансовой и хозяйственной деятельности Русской Православной Церкви в 1990-х годов и первом десятилетии XXI века делают практически невозможными подробное историческое описание.

В начале 1994 года началась реорганизация Хозяйственного управления и второй раз был назначен протопресвитер Матфей Стаднюк, но не надолго, в 1996 году протопресвитера Матфея освобождают от должности председателя, а само Хозяйственно-экономическое управление расформировывают. Его функции на очень короткий срок отходят Синодальной комиссии по гуманитарной помощи, которую по решению Синода возглавил епископ (с 2010 г. – архиепископ) Алексий (Фролов). Однако уже через четыре месяца, указом Архиерейского Собора создается новая организация – Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам под руководством епископа Алексия.

Начиная с 1990-х годов, вплоть до 2009 года ни Хозяйственное управление, ни созданная впоследствии Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам не разрабатывали каких-либо масштабных и заметных проектов.

Практический сразу после избрания на патриарший престол, Святейший Патриарх Кирилл принял принципиально важное решение – возродить единое централизованное управление по контролю над церковными финансами и имуществом. Намерения патриарха Кирилла были единогласно одобрены на заседании 31 марта 2009 года Священного Синода Русской Православной Церкви. Именно в этот день возобновлена деятельность Финансово-хозяйственное управление как Синодального отдела. На заседании Синода архимандрит Тихон (Зайцев) был назначен епископом Подольским, викарием Святейшего Патриарха и первым председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям был назначен архиепископ Егорьевский  (ныне митрополит Рязанский и Михайловский) Марк.

   

Адрес: 119002, М. Власьевский пер.,

д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637-47-37

Факс: 8 (495) 697-91-97