Вечером 4 марта в Христорождественском соборе Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Пассию.
«Пассия» — слово латинского происхождения: «passio» — «страдание», «страсть». Пассия — это особое богослужебное последование, которое посвящается воспоминаниям о Страданиях Христа Спасителя, о Его Крестной Жертве во искупление грехов всего человечества. Богослужения Пассии — это вечерня с Акафистом Страстям Господним. Пассия совершается четыре раза в год, в период Святой Великой Четыредесятницы (Великого поста): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, и обязательно вечером. На богослужении Пассии читаются главы из Евангелия, которые повествуют о Страстях Христовых: на первой – 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна.
По благочестивой традиции во время чтения Евангелия люди стоят с зажженными свечами. По завершении службы молящиеся поклоняются Распятию, Кресту Христову, который во время Пассии выносится на середину храма.
На протяжении веков православный народ жил и воспитывал подрастающее поколение в страхе Божием. Впадая в грех, каждый человек четко осознавал, что он тем самым снова и снова распинает Спасителя, пригвождает Господа своего ко Кресту.
— Но дух современного человечества иной, — сказал в своем архипастырском наставлении после богослужения митрополит Марк. — Ключевое слово нашего века — комфорт. И современному человеку не хочется слышать о таких понятиях, как страх Божий или смерть, включая смерть Спасителя на Кресте.
Отчасти этому духу комфорта причастны и мы, современные христиане. Мы забываем о том, что Пасха — это не только Воскресение Христово, но Пасха Крестная. Мы словно не хотим думать о том, что Господь, Распявшийся за нас, проливает Кровь Свою, Которой мы избавляемся от вечной смерти.
Всякий раз, когда приходит период Страстей Господних, время пролетает быстро — великий Четверток, Великие Пятница и Суббота… Мы не успеваем вдуматься, проникнуть в тайну Страстей Господних. И вот Церковь предлагает нам новую, но уже насчитывающую век традицию — каждый воскресный день обращаться к теме Страстей Господних и размышлять о тайне вольных Страданий Христа Спасителя.
Сегодня мы первый раз читали Великим постом Евангелие о Страстях Господних, слышали проникновенные слова акафиста, посвященные Страстям Господним. И хотя время Страстей еще не приспело, будем размышлять и о тайне крестоношения Христа, будем помнить об этом, чтобы лишний раз укорить себя, когда будем впадать в искушения. И чтобы лишний раз понять страшную истину, что все мы, все человечество, распяли и продолжаем распинать Христа своими грехами.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, в тишине, молчании на протяжении оставшихся дней Святой Великой Четыредесятницы вчитываться в слова Вечной книги и постигать тайну Божией любви к людям, ради которой Господь сошел на землю и отдал Себя на позорную смерть за жизнь мира!
Читайте также:
Путь приобщения к духовному опыту. Литургия в Неделю в Неделю святителя Григория Паламы