Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

13 Февраля 2017 г.

День святого Валентина — праздник, чуждый русской культуре

«Почему православные священники против Дня святого Валентина? Какая разница православный он или католик? Или православные не разделяют святость людей, канонизированных Католической Церковью?» Такие вопросы в последнее время очень часто задают православным священникам.

В преддверии Дня святого Валентина митрополит Рязанский и Михайловский Марк дает подробный ответ на все эти вопросы:

— Хочется начать с последней части вопроса. Православная Церковь действительно не признает святости многих из тех людей, которых канонизировала Римско-Католическая церковь после отпадения от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в 1054 году. Дело в том, что в Католической Церкви постепенно стали меняться критерии святости. Бывали также случаи, когда католики сначала признавали кого-то святым, а потом сами отказывались от этого решения. Так что да, конечно, Православная Церковь не признает в качестве угодников Божиих большинство «новых» католических святых. Но это отдельный большой вопрос.

В данном случае Католическая Церковь так же, как и Православная, весьма прохладно относится к празднованию Дня святого Валентина. Но давайте сначала обратимся к истории праздника.

По одной из версий, а первыми об этом заговорили историки Франции и Англии еще в XVII-XVIII веках, День святого Валентина стал своего рода заменой древнеримскому празднику женского плодородия. Праздник был очень популярен, назывался «луперкалия» («Lupercalia», лат. Lupa — «волчица»), проводился на месте, где по легенде волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима, посвящался богине любви Юноне и Фавну, покровителю стад, и отмечался ежегодно 15 февраля, обрастая самыми непристойными «традициями». В V веке нашей эры римский папа Геласий I положил конец такого рода бесчинствам. Он также установил день памяти 14 февраля сразу двум святым с именем Валентин.

В раннехристианской истории известны два святых мученика с именем Валентин. Достоверные сведения об их жизни весьма скудны. Первый: чудотворец, исцелявший людей, Валентин Интерамнский (современный Терни, III век) – священномученик, был казнен за обращение в христианство сына градоначальника. Православная Церковь совершает его память 12 августа. Второй: римский священник, который был обезглавлен около 269 года. Православная Церковь празднует память Валентина Римлянина, священномученика, пресвитера, 19 июля.

Через несколько столетий, в позднем средневековье, во Франции и Англии житие святого Валентина, римского священника, стало понемногу обрастать легендами. Так, согласно одной из них, император Клавдий II решил запретить своим воинам жениться, чтобы они не отвлекались от службы, а святой Валентин жалел влюбленных и тайно венчал всех желающих. За что, собственно, и был, по легенде, приговорен к смерти. Мало того, даже цитировалось «особо просвещенными» прощальное письмо, которое уже сам Валентин писал перед казнью слепой девушке (по другим вариантам — дочери тюремщика) и которое исцелило ее.

Но и это еще не все. Интересно, что в 1969 году Католическая церковь вдруг передумала и исключила святого Валентина из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. Так что те, кто думает, что День святого Валентина – какое-то невероятное торжество для всей Католической Церкви, серьезно заблуждаются. На самом деле для католиков это, так называемый, «местночтимый святой». В России, например, как уже не раз об этом заявляли официальные представители Католической Церкви, память святого Валентина «носит факультативный характер», а главный праздник 14 февраля для католиков – память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы и просветителей славян.

День святого Валентина в нынешнем виде появился совсем недавно. Он пришел из Америки. Это самое настоящее детище эпохи капитала. История этого праздника описана в учебниках по коммерческой рекламе и подается как классический пример удачного бизнес-проекта по заполнению «распродажных пустот». Долгое время в США не удавалось придумать, чем бы компенсировать убыточное время между рождественскими и пасхальными распродажами. И, наконец, к радости бизнеса был создан коммерческий культ. Причем заметьте – это в русифицированной традиции произносится как «День святого Валентина», а в европейской – просто «Valentine day (Валентинов день)», то есть ни о какой святости речи не идет. Задача по стимулированию продаж выполняется на ура. Прилавки переполняются валентинками, конфетами, шампанским, всякого рода антуражем. Кинематограф не отстает. Снимает фильмы соответствующего романтического содержания. И прочее, и прочее. Российские магазины вместе с умиленными сердцами измученных жителей нашей страны были «захвачены» валентинками в начале 90-х годов XX века с процессом «американизации» жизни нашего общества.

Коммерциализация праздника осуждается и католическими священниками. Но даже и это не главное. А главное заключается в том, что в Православии мы чтим вовсе не влюбленность как таковую, а любовь, жертвенную любовь. И если говорим о влюбленности, то как о романтической составляющей чувств молодых людей, которая со временем либо перерастет в более глубокое чувство, либо нет. С точки зрения Православия, важен итог. То есть если эта влюбленность пройдет через два-три месяца, то она не стоит и внимания, не то, что восхищения. Не говоря уже о том, что может завести неопытных романтиков на путь греха. В итоге человека ожидает разочарование, опустошенность, тяжесть вины, а часто и самое настоящее уныние.

Православие ценит любовь верную, постоянную, всепрощающую, терпеливую, а не мимолетное ощущение или волнение крови. Для православного человека идеал – не Ромео с Джульеттой, с их страстями и романтическо-кровавыми препятствиями к земному счастью, а верные супруги, святые благоверные князья Петр и Феврония, которые через всю жизнь, через все испытания и искушения пронесли свою живую веру во Христа Спасителя и которые явились примером истинной супружеской жертвенной любви, благочестия и чистоты.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru