Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

27 Января 2018 г.

Доклад Митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Российском экономическом университете им. Плеханова

73608782f50eb6af17bb69bdcd662692_XL

XXVI Международные Рождественские образовательные чтения
«Нравственные ценности и будущее человечества»

Секция «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ»

Тема: «Духовно-нравственное воспитание личности: традиции и современность»

Председатель: Митрополит Рязанский и Михайловский МАРК

Сопредседатель: Гришин Виктор Иванович, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова

Время проведения: 26 января 2018 г., 10:00-14:00.

Место проведения: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; Стремянный пер., д. 28, 1-й Исторический корпус, ауд. 251; м. «Серпуховская».

Модератор: Митрополит Рязанский и Михайловский МАРК

Представляем Вашему вниманию
Вступительное слово Митрополита Марка

— Уважаемый Виктор Иванович! Дорогие друзья!

Приветствую всех Вас на открытии нашей секции «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами». Тема нашей встречи звучит так: «Духовно-нравственное воспитание личности: традиции и современность».

Все мы часто слышим расхожую фразу: «Молодежь – будущее нашей страны!» Как говорится, изречение на все времена. Конечно! Кому, как не нашим детям, передавать накопленный годами трудов личный опыт, на кого, как не на наших детей, возлагать отцам свои чаяния и надежды. Им жить дальше. И именно им предстоит в будущем доверить самое дорогое, что у нас есть, — нашу страну, нашу Родину.

Между тем из истории мы знаем немало печальных примеров, когда «дети» бунтовали, отказываясь продолжать линию «отцов», и переворачивали как жизнь семьи, так и всей страны с ног на голову. Все мы помним историю Великой французской революции, которая совершилась в конце XVIII века. Франция была залита кровью собственного народа и затем весь XIX век сотрясалась, как в лихорадке, под ударами еще трех революций. Судьбу Франции во многом повторила Россия в веке XX. Государственный переворот, революция, гражданская война, террор. А в конце века новый переворот и новое предательство уже советских детей, продавших свою страну за 30 сребреников. Оранжевые революции и арабская весна – все это симптомы одной болезни…

И если сегодня в России, при всей сложности политической и экономической ситуации, мы ощущаем национальный подъем, духовное возрождение, что особенно раздражает наших западных «партнеров», то в Европе мы видим полный упадок нравственности и очередную подмену культурных ценностей и общественных ориентиров.

Все помнят, как выглядит флаг Евросоюза? Это флаг глубокого голубого цвета, на котором в круг собрались 12 золотых звезд. Что же символизирует этот флаг? Думаю, многие здесь собравшиеся знают, что звезды, расположенные по кругу, как на циферблате часов, символизируют народы Европы. Однако, по сути, флаг Евросоюза содержит ни больше ни меньше как Богородичную символику! Синий, голубой цвет – символический цвет Пресвятой Богородицы. А круг, который образуют звезды, символизирует нимб.

Основатели Евросоюза были верующими католиками. Но прошло время, и что мы видим сейчас?.. Много ли христианских ценностей осталось в Европе?.. Вот одна из тысячи характерных деталей: несколько лет назад в одну из статей Конституции Венгрии были добавлены такие слова: «Брак – это союз между мужчиной и женщиной». Смешно! Однако порядок вещей, который, с точки зрения христианства, да и вообще человеческой природы и логики, на протяжении веков представлялся бесспорным и очевидным, в мире, где рушатся духовные основы, тот же порядок вещей необходимо заново определять и даже закреплять законодательно.

А вот еще один весьма показательный пример. Недавно православная Греция приняла закон, согласно которому ребенок может сменить пол после 16 лет… Что тут еще скажешь…

Итак, дети не всегда оправдывают ожидания своих родителей. А значит, будущее государства – это не только вопрос демографии. Скорее, это вопрос воспитания и образования молодежи в культурных традициях своей страны. То есть в разговоре о будущем молодежи и о будущем страны определяющими становятся такие важные категории, как «верность традиции» и «духовное единство» поколений отцов и детей.

Знаменательно, что «верность традиции» так же, как и «духовное единство», — это необязательно вопрос национальный. Если мы обратимся к истории России, то увидим целый сонм не русских по национальности людей, которые, однако, явились верными сынами нашего Отечества, ставшего и для них родным домом. Это русские генералы Барклай-де-Толли Михаил Богданович (происходил из бюргерской немецкой ганзейской семьи де Толли, являющейся ответвлением старинного дворянского шотландского рода Баркли с норманнскими корням) и Багратион Петр Иванович (представитель побочной ветви грузинского царского дома Багратионов), это знаменитые русские путешественники и мореплаватели Крузенштерн Иван Федорович (потомок обрусевшего немецкого дворянского рода Крузенштернов) и Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов).

Все эти люди не были по национальности русскими, но стали славой и честью России.

Как бы мы не относились к личной жизни Екатерины Второй – эта женщина, немка по происхождению, была великой Императрицей Всероссийской. Во время ее правления значительно увеличилась территория России, были присоединены Новороссия, Крым, часть Кавказа, был значительный прирост населения, активно развивались наука, искусство, Россия вела победоносные воины. Конечно, крестьяне были окончательны закреплены, а дворяне обрели небывалые вольности. Однако мало, кто будет спорить, что это был «блестящий век». И великая императрица много сделала для пользы и блага нашего Отечества.

Можно еще много приводить примеров. Но сегодня мне бы хотелось завершить этот ряд еще одним дорогим русскому сердцу именем — Владимира Ивановича Даля. В этом человеке не было ни капли русской крови. Однако именно этот человек более 50 лет своей жизни посвятил труду, который был назван «Толковый словарь живого великого русского языка».

Как мы видим, в вопросе преемственности не всегда решающую роль играют родственные связи и генетика. Воспитание, ценностные ориентиры, нравственные убеждения – вот, что определяет лицо человека и общества и созидает будущее. И если мы говорим о России, как наследнице тысячелетней традиции, то, размышляя о путях ее развития, мы должны думать как о том, чтобы повысить рождаемость среди русского населения, так и том, чтобы российское образование вместе с глубокими научными знаниями и практическими профессиональными навыками несло в себе исконно русские ценности. Идеалы духовности, понятия чести и элементарной порядочности. Воспитывало бы в каждом сыне и дочери своей страны любовь к Родине и ответственность за ее судьбу. Чтобы российская система образования включала в себя, как неотъемлемую часть, воспитание гражданина нашего Отечества.

Опыт Европы показывает, что отказ от духовности ведет к нездоровым отношениям. А деградация духовная приводит к потере национального единства народа, к экономической и политической зависимости от более сильного соседа, причем сильного не только экономически и политически…

Когда мы говорим о будущем страны, необходимо вести речь о формировании личности ее граждан, о духовно-нравственных ценностях и об их незыблемости.

В Европе – все релятивизируется, то есть все представляется условным, относительным. Священное писание толкуется так, как выгодно новым людям в новое время. В Евангелии четко говорится, что блудники и мужеложники не наследуют Царства Божиего. Однако сегодня все эти люди оправдываются «естественными потребностями» человеческой природы, данной человеку при рождении. В Священном писании четко сказано: «Не убий». А что – как не убийство – есть аборты и эвтаназия. Нарушение Седьмой заповеди также вошло в норму.

В России на протяжении тысячи лет основой ценностных ориентиров русского общества являлось православие. Образование в России было основано на христианском учении. Вспомните, как учились читать? По Псалтыри и Священному Писанию. Таким образом молодой человек сразу получал и образование, и воспитание. Вместе с написанным словом в его сердце запечатлевалось слово духовное. Этому также способствовало воспитание в семье. Народ ходил в храм Божий. Утром и вечером по домам читались молитвы. Весь уклад жизни предполагал жизнь во Христе.

Как это ни покажется, может быть, кому-то странным, но в Советском союзе постарались повторить ту же систему образования и жизненного уклада, как и в дореволюционной России. Только заменили Бога на кумиров, православие на идеологию. Вместо христианства, то есть веры в Бога, веры во Христа, в Царство Небесное, предложили коммунизм, то есть веру в коммуну, в то, что главная ценность на земле – это человек. И в то, что у этого человека нет бОльшей ценности, чем его земная жизнь. Однако, как я уже сказал, повели дело в традиции «отцов».

Многие из собравшихся здесь молодых людей, конечно, уже этого не застали, а вот ваши папы и мамы хорошо помнят, что все гуманитарные школьные предметы были густо заправлены коммунистическим соусом. С историей все понятно. Но не менее виртуозно была преподнесена и русская литература. Русские поэты и писатели — классики: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Некрасов были представлены исключительно как борцы за свободу народа, революционерами по духу и социалистами по убеждениям. Те писатели, которых при всем желании не удавалось «затолкать» в рамки требуемой идеологии, или исключались из программы, или изучались «частично». Так у Достоевского «прекрасно шли» «Бедные люди», с горем пополам «Преступление и наказание», а остальные произведения уже не вписывались в общую концепцию борьбы за всеобщее равенство и устроения земного рая. С Толстым тоже были проблемы. А о Булгакове уж и говорить не приходится.

Маленькому человеку с детства доходчиво объясняли, что такое добро, а что такое зло, что такое хорошо, а что такое плохо. И какими бы кровожадными ни были боги социализма, советского школьника учили христианским ценностям. Быть добрым и честным, быть верным и отзывчивым, помогать старым и малым, бедным и больным, уступать всем и не выдавать товарища, любить свою Родину и свой народ.

Сегодня же у школьников и студентов практически не осталось достойных авторитетов. Место воспитателей заняли телевизор, компьютер и повсеместная реклама. Сегодня хорошо — то, что выгодно лично тебе. То, что служит твоей пользе, твоему возвышению. Сегодня известная фраза «Вовремя предать – это не предать, это предвидеть!» становится популярным девизом современного человека, который серьезно смотрит на жизнь и желает в ней чего-то добиться.

Новые боги не менее жестоки, чем боги коммунизма. Сегодня это карьера и потребление. И они требуют жертв. Нынешний идеал – быть богатым, красивым и здоровым. Жить, по возможности, вечно и главное — чтобы весело. Но не все рождаются фотомоделями, не все становятся удачными бизнес- или шоуменами, и народ потерян. Участились случаи самоубийств. И среди молодежи, в том числе.

Современный мир – это мир деловых людей, у которых во взаимных отношениях нет ничего личного, только бизнес. Элитой общества вновь стали белоручки и белые воротнички. Катастрофически не хватает профессиональных мастеровых. А в профессии обслуживающего персонала: в продавцы, таксисты, дворники и уборщицы, — пришли «бедные» люди. В России – это выходцы из бывших советских республик, разорившихся после краха великой страны. В Европе – это жители так называемых стран третьего мира. Однажды все эти люди могут взбунтоваться против почивающих на диванах «хозяев», у которых нет ничего святого, кроме карьеры, и иного кумира – кроме собственного благоденствия.

Однако я верю! у России сегодня время надежд! Сегодня от каждого из нас зависит будущее нашей страны! И, конечно, от каждого из вас, дорогая наша молодежь! Учите историю! Читайте хорошие книги. Кто ни разу не открывал, попробуйте начать знакомство с Евангельской историей. Давайте вместе изучать наше прошлое, извлекать из него уроки и творить наше будущее!

***

Программа выступлений

Безделов Сергей Александрович – Президент Благотворительного фонда помощи и взаимодействия имени преподобного Сергия Радонежского – «Финансовые технологии как предвестники нового мирового порядка»

Есаков Сергей Павлович — начальник Управления по социально-воспитательной работе РЭУ им. Г.В. Плеханова «Духовно-нравственное воспитание в РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Гришин Алексей Игоревич — доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова «Взгляды на воспитательную функцию образовательных учреждений в начале XX века (на примере работ А. Н. Глаголева)»

Протоиерей Игорь Викторович Аксёнов — кандидат философских наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, настоятель Свято-Ильинского храма г. Выборга. «Мировоззренческая неопределённость как проблема духовно-нравственного воспитания»

Малютина Элина Эдуардовна — кандидат физ.-мат. наук, программист ООО «САП Лабс» «О благотворительной деятельности русских купцов на примере Московского коммерческого института (РЭУ им. Г.В. Плеханова)»

Тутаева Динара Рафаиловна — декан факультета дистанционного обучения РЭУ им. Г.В. Плеханова — «Духовно-нравственное воспитание студентов вечерней и заочной форм обучения: особенности и проблемы»

Мухарёв Александр Романович — студент 1 курса факультета ГРТСИ РЭУ им. Г.В. Плеханова «Плехановцы в годы Великой Отечественной войны: духовно-нравственные ориентиры для воспитания современной молодежи»

Экарева Ирина Леонидовна — зав. кафедрой иностранных языков №1 РЭУ им. Г.В. Плеханова «Роль преподавателей иностранного языка в интернациональном воспитании студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Антонян Арпи — студентка 3 курса, председатель студенческого совета факультета маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова «Нравственно-этическое воспитание на занятиях по иностранному языку»

Карнаух Инесса Станиславовна – директор НИБЦ им. Академика Л.И. Абалкина «Поэтическое слово в формировании духовности молодежи»

Понизовкина Ирина Федоровна — доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Г.В. Плеханова «Просветительский проект Центра гуманитарной подготовки «История, традиции и культура Плехановского университета»

Деменко Ольга Геннадьевна — заместитель директора НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г.В. Плеханова «Влияние массовых коммуникаций на нравственное воспитание молодежи»

Гусейнов Фарид Ибрагимович — доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Г.В. Плеханова «Моральный компонент в современном бизнес образовании»

Шукшина Людмила Викторовна — профессор кафедры психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи»

Малахова Елена Владимировна — доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Г.В. Плеханова «Воспитательная работа в процессе преподавания курса «Деловые коммуникации»

   

Адрес: 119002, М. Власьевский пер.,

д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637-47-37

Факс: 8 (495) 697-91-97