Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

20 Марта 2017 г.

«Другого пути, кроме крестоношения, нет!» «Выходные» архипастыря

День первый

«НАШ ПОДВИГ – ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ЖАЛКИЕ ПОТУГИ»

17 марта, в день памяти преподобного Герасима Иорданского, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Екатерининском храме Рязани.

В своем слове архипастырь отметил:

— Вот уже заканчивается Третья седмица Святой Великой Четыредесятницы. И в какой-то мере мы уже можем сказать вместе с псалмопевцем: «колена моя изнемогоста от поста».

Нам порой кажется, что пост слишком строг, тяжел и изнурителен для нас. Мы чувствуем слабость, и нам кажется, что, пожалуй, мера нашего воздержания является уже предельной. Однако история Церкви показывает нам множество других примеров, по сравнению с которыми наш подвиг – это на самом деле всего лишь жалкие потуги.

Сегодня Святая Церковь вспоминает память одного из таких подвижников – преподобного Герасима Иорданского. Всякий, кто когда-то посещал Святую Землю, знает, что в сердце иорданской пустыни, недалеко от священной реки Иордан, располагается монастырь, посвященный Герасиму Иорданскому. Это место подвигов преподобного, то самое, где он трудился и подвизался.

Преподобный Герасим вместе с монахами своей обители вел очень строгий образ жизни. На всю седмицу иноки уходили в пустыню и питались только сухим хлебом, кореньями и водой. Они не вкушали никакой вареной пищи и даже не разводили огня, чтобы побаловать себя горячим чаем или супом. То есть не делали того, что, с нашей точки зрения, кажется совершенно естественным и нормальным.

И лишь к субботе и к воскресенью монахи приходили в монастырь, молились за Литургией и причащались Святых Христовых Таин. А все остальное время они проводили в строгом посте, воздержании, постоянной молитве и трудах. Они не просто постились, они занимались рукоделием, плели корзины. И затем продавая их, питались исключительно трудом своих рук.

Именно в таких подвигах истончалась их плоть и укреплялся дух. И в лице преподобных природа, которая после грехопадения Адама стала человеку враждебной, примирялась с подвижниками.

Преподобный Герасим Иорданский на всех иконах изображен вместе со львом. Этот лев был ему помощником. Охранял его. Дикий зверь, который и тогда, и сейчас внушает человеку исключительный страх, в жизни преподобного Герасима Иорданского был робким котенком.

И сегодня всякий, кто посещает обитель преподобного Герасима, видит там настоящий оазис, живой уголок: растения, самых разных диких животных, которые напоминают о благодатном времени подвигов преподобного, подвизавшегося на этом месте.

И мы, дорогие братья и сестры, если хотим, чтобы окружающий нас мир, не только бессловесный, но и словесный, животные и люди, относились к нам лучше, должны истончать свою плоть и укреплять свой дух. И Господь, видя наше усердие, пошлет нам мир и тишину и сподобит нас мирного состояния духа, когда окружающая природа, окружающее творение переменит вражду к нам на любовь и долготерпение.

***

После архипастырского наставления Владыка рассказал о том, что в прошлом году ребята одного из детских центров Рязани ездили познакомиться с жизнью и повадками диких зверей в Ряжский зоопарк. Там произошел несчастный случай, который мог бы закончиться трагически – один из детей упал в водоем. Но тонущего ребенка спас иерей Димитрий Антонов. Бесстрашие и решимость батюшки, прямо в облачении бросившегося в воду, не остались незамеченными. Митрополит Марк торжественно наградил священника Димитрия Патриаршей медалью Славы и чести I степени.

Фотограф — Антоний Тополов

 

День второй

«НЕТ ЛЮДЕЙ ЗДОРОВЫХ, ЕСТЬ «НЕДООБСЛЕДОВАННЫЕ»

18 марта, в родительскую субботу Третьей Недели Великого поста, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Казанском монастыре города Рязани, а затем панихиду. Народ молился о родных и близких, уже окончивших земной путь. За богослужением возносилась общая молитва к Богу о милости к перешедшим в вечность, о прощении им грехов.

— Сегодня в Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали краткое повествование апостола евангелиста Марка о том, что Христос разделил трапезу вместе с мытарями и грешниками, — сказал в своем наставлении архипастырь. — Для нас, постоянно читающих или слушающих Евангелие, такое упоминание является обычным. Мы привыкли к тому, что евангелисты постоянно рассказывают, как Христос не только общался, но и вкушал трапезу с мытарями и грешниками.

В нашем сознании эти слова не вызывают ни смущения, ни возмущения, ни тревоги. А между тем, древние люди, очевидцы жизни Спасителя, воспринимали такие деяния совершенно иначе. В то время существовало строгое деление между людьми. Один гнушался другого за то, что тот принадлежал к более низшему сословию. Другой брезговал третьим по причине различия наций и цвета кожи. Но самое главное различие – это было различие в образе жизни. Грешник или праведник – вот тот критерий, который был главным, определяющим, в Ветхом Завете.

И потому общение Христа с грешниками вызывало крайнее смущение и возмущение среди современников Спасителя. А между тем Господь не только не гнушался грешников, наоборот, показывал всячески свое расположение к таким людям. При этом Он объяснял, почему скорее общается не с фарисеями, книжниками и законниками, а с грешниками, почему идет именно к ним и стремится с ними общаться, и общаться близко.

«Не праведные, не здоровые имеют нужду во враче, но болящие», — говорит Господь. Эти слова — истина, которая определяет и нашу с вами жизнь, дорогие братья и сестры! Потому что мы с вами также неправедны.

Иногда и в наше время священнослужителей или вообще Церковь упрекают или даже обвиняют в том, что в храм приходят люди грешные, жившие неправедно, известные всем своими пороками и страстями. И мы вновь и вновь вспоминаем слова Спасителя: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Все мы – болящие, как впрочем, болен и всякий человек, живущий на земле. Болен — как несущий в себе порчу Адама, вошедшую в человеческий род со времен грехопадения.

И всякий раз перед Причастием каждый из нас, приступая к Чаше, читает слова о том, что он является самым большим, самым великим, самым страшным грешником…

Все люди больны. Даже врачи обычно так и говорят: нет людей здоровых, есть люди «недообследованные». Вот и в отношении духовного здоровья можно сказать также: нет людей духовно здравых. Есть люди, которые понимают, что они больны, а есть такие, кто просто еще не знает о себе всего. Церковь же состоит именно из тех людей, которые начинают понимать, что они больны.

Хотя, впрочем, мы далеко не всегда понимаем серьезность наших духовных болезней. Слова Христа — «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» — относятся ко всем нам. Потому что и у нас иногда возникает чувство самоуспокоенности – что мы пришли в храм и автоматически причислили себя к людям здравым. Но это, увы, не так.

Дай нам Бог хотя бы понять, что мы больны, чтобы мы чувствовали нужду во враче и старались не только лечиться от своих телесных болезней, но самое главное – чтобы мы видели, понимали и лечили, прежде всего, свои духовные болячки.

Фотограф — Антоний Тополов

 

 

День третий

«ДРУГОГО ПУТИ, КРОМЕ КРЕСТОНОШЕНИЯ, ДЛЯ ХРИСТИАНИНА НЕТ!»

19 марта, в Третью Неделю Великого поста, Крестопоклонную, в Крестовоздвиженском храме Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию святителя Василия Великого. После богослужения верующие поклонились кресту, который накануне был вынесен из алтаря на середину храма.

— Вступая на поприще Святой Великой Четыредесятницы, дорогие братья и сестры, мы молим Бога, чтобы Он сподобил нас достигнуть Страстей Христовых, а также Светлого Христова Воскресения, — подчеркнул митрополит в своей воскресной проповеди. — Когда мы достигаем Господних Страстей, мы воспринимаем Крест как страшное орудие казни. И размышляем о себе: «А что же мы сами делаем?.. Распинаем ли Христа своими греховными деяниями, усугубляем ли Его Крестные Страдания, или же сострадаем Ему, и вместе с Ним несем подвиг крестоношения?..»

Сегодня перед нами также находится образ Креста. Только сегодня в наших песнопениям мы еще не говорим о страданиях Христовых, еще не пришло время, и мы не достигли Страстей. Главный смысл изнесения Креста в другом – в том, чтобы укрепить нас и утешить, чтобы даровать нам эту святыню, которая ободрит наши усталые сердца.

Представьте себе такой образ: путник идет по пустыне, по пескам. Вокруг него нет ни городов, ни селений, ни источников воды. Ему неоткуда взять пищу, и он уже устал, а идти ему еще ровно половину пути… И вдруг, к его радости, он видит оазис, раскидистые деревья, источники воды, пищу, которая может укрепить его изнуренное тело! И путник ободряется, вдохновляется от этого неожиданного подкрепления.

Вот так же и нам, дорогие братья и сестры, Крест предлагается для лобызания не столько и не только как орудие страданий Христовых. Он предстает перед нами сегодня подобно раскидистому дереву, под которым мы можем укрыться, найти пищу, отдохновение, укрепление и отраду.

Церковь выносит нам Крест для того, чтобы укрепить и ободрить нас. И неслучайно вчера во время богослужения утрени мы слышали песнопение, в котором говорилось, что Христос победил смерть, что Крест – это орудие Победы, Древо Жизни.

Но чтобы мы не забывали и о другом значении святыни, в сегодняшнем Евангелии говорилось о том, что мы должны отвергнуться себя и взять свой Крест. Крест – это наш символ Победы, наша защита… И Крест – это еще и указатель нашего пути. ПОТОМУ ЧТО ДРУГОГО ПУТИ, КРОМЕ КРЕСТОНОШЕНИЯ, ДЛЯ ХРИСТИАНИНА НЕТ!

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, сегодня и в предстоящую седмицу укрепиться видением Креста. Взиранием на Спасителя утвердиться в подвиге крестоношения. А затем пройти оставшийся период Святой Великой Четыредесятницы, достигнуть Страстей Господних и встретить, по возможности, не унывая, не претыкаясь, не впадая в соблазны и искушения, Светлый праздник Воскресения Христова.

***

После Литургии верующие, поклонившись Кресту и укрепившись духом, смогли подкрепиться и телом – за чашкой горячего чая, который по доброй традиции разливал сам митрополит.

***Владыка также осмотрел строящийся храм святителя Василия Рязанского.

Фотограф – Артемий Жарёнов

***

Смотрите также:

Митрополит Марк совершил Пассию в Христорождественском соборе

Всенощное бдение в канун Крестопоклонной недели (фоторепортаж)

В Баграмово освящены кресты для храма святителя Спиридона Тримифунтского

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru