Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

26 Ноября 2017 г.

Приходу храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Леонове передано здание нового храма преподобных Антония и Феодосия Печерских

Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 2 ноября 2017 г. № 37007 о передаче здания в собственность православному приходу храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в Леонове гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Переданное здание расположено по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, вл. 52А. Это деревянный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, который был построен в 2004 году совместными усилиями управы района «Бибирево» и прихода храма Ризоположения в Леонове.

AiF

История

Пустошь Леоново впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 годов. В 1626 году Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней встречает в 1633 году, второе — в 1635-м. Первое время при наследниках И.Н. Хованского — братьях Иване и Петре Хованских — поселение было весьма немногочисленно, своего прихода почти не было, и причт получал от владельцев поместья ругу. (Руга — первоначально отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалования).

В начале XVIII века Леоново перешло в собственность Василия Петровича Хованского, вельможи петровского склада, при котором произошел следующий прискорбный случай, описанный неким Берхгольцем, камер-юнкером герцога Голштинского, жившего одно лето на даче в Свиблове рядом с Леоновом. Молодой князь Василий пригласил гостей, преимущественно светскую молодежь, которые, сильно выпив сами, напоили хозяина до бесчувственного состояния и, положив его в гроб, отнесли в церковь, где перед алтарем в кощунственной форме совершили положенные обряды, после чего разъехались, оставив хозяина в церкви, откуда лишь под утро его вывел священник Филипп Леонтьев. Узнавший об этом от канцлера Шафирова царь Петр всех участников выходки приговорил к смертной казни, которую впоследствии заменил телесным наказанием в своем присутствии. После этого случая, раскаявшийся в совершенном богомерзком поступке, Хованский обратился в Синод c ходатайством о разрешении построить новую, каменную церковь. Но в связи с запрещением каменного строительства везде, кроме Петербурга, сделанным в 1714 году, указ о построении каменного храма был выдан лишь в 1719 году. Новый храм, выстроенный в 1719–1722 годах из камня, был освящен в 1722  году в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля ст. ст.). В указе записано: «Церковь освятить Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву с братией».

В 1767 году имение было продано Павлу Григорьевичу Демидову, который прожил в нем почти безвыездно 54 года. При нем был создан прекрасный парк, для которого он выписывал из Сибири редкие деревья, устроены оранжереи и пруды с множеством рыбы и птиц. К концу жизни он заболел нервным расстройством (выражавшимся, в частности, в том, что «не выносил» колокольного звона и поэтому настоял на закрытии храма).

Церковь затворили в 1800 году, и она «оставалась без пения до 1859 года», придя в полное запустение. Одно из первых изображений ее — гравюра 1806 года, на которой вид ее во всем соответствует современному, за исключением двух небольших главок, расположенных на скатах кровли, над существующими доныне приделами.

В 1812 году войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. После смерти Демидова в 1821 году его наследники продали имение. Новый владелец, в свою очередь, продал его в 1825 году купцу Кожевникову. При Кожевникове был вырублен лес и почти полностью парк.

В 1859 году фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих. Видимо, в это время были выполнены фресковые росписи на внешних боковых стенах центрального куба. До молчановского ремонта храм, вероятно, был еще холодным; на фото конца XIX века уже видна железная печная труба. В наши дни от имения остались лишь пруд, небольшая липовая аллейка и совершенно потерявший прежний облик двухэтажный дом над прудом. Пруд с полным основанием можно отнести к XVIII века, дом и аллея, видимо, конца XIX века.

Примерно в то же время в Леоново появляется еще одна фабрика — бумажная. Леоново относилось к Свибловской сельской общине. В середине XIX века население села составляет 70 человек. В 1873 году в окрестностях Леонова — только частные земли. Половина десятины принадлежало мещанину Дмитрию Федоровичу Богомолову. Последними владельцами села с 1870 до 1917 год были Капустины: Арсений Михайлович и Ольга Александровна (дети: Александр, Людмила, Варвара, Владимир, Николай и Ольга). Владимир Арсеньевич Капустин был очень привязан к Леонову. Он написал и издал в 1908 году брошюру «Леоново. Подмосковное поместье боярина князя Ивана Никитича Хованского», собрав для нее большой исторический материал.

После октябрьского переворота атакам богоборческой власти подвергся и храм Ризоположения. У прихода были изъяты все ценности. По договору от 17 декабря 1918  года между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. Из договора видно, что она в это время являлась приписной и находилась в свибловском Свято-Троицком приходе. В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Эти иконы сейчас находятся: Феодоровская икона Божией Матери у левого клироса главного алтаря, а икона «Трех радостей» в неополимовском приделе храма.

В 1930-е годы в храме служил священномученик Павел Фелицын, приговоренный в 1937 году к 10 годам лагерей и скончавшийся в 1941 году. Он прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, память его празднуется 4 (17) января.

В годы Великой Отечественной Войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии. Существуют свидетельства того, что в разные годы храм посещали московские Патриархи: Алексий I, Пимен, Алексий II. Непосредственным тому подтверждением служат благословленные ими антиминсы для приделов храма Ризоположения.

В 1972 г. храму исполнилось 250 лет. Однако празднование юбилея решено было провести в престольный праздник следующего года, когда 15 июля н. с. по благословению патриарха Пимена литургию и праздничный молебен в храме служил архиепископ Волоколамский Питирим.

В церкви сохранилось несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII века — «Утоли моя печали» и Казанский, расположенные один против другого у стен боковых пределов. Храмовый образ «Положения честной Ризы Богоматери» выполнен маслом в XIX веке.

Четырехъярусный иконостас с иконами тонкого письма школы XIX века. Росписи на стенах — позднейшего времени, выполнены в разные сроки. Интересна роспись «Избиение младенцев» на западной стене придела святителя Николая. По стилю она относится к концу XVIII века и принадлежит школе Н.П. Аргунова — академика живописи, бывшего крепостным графа Шереметева. Фреска на наружной стене сохранилась только слева.

Подробности на сайте храма: www.hram-leonovo.ru

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru