Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

18 Февраля 2018 г.

Митрополит Марк и губернатор Рязанской области испросили у рязанцев прощения

Вечером 18 февраля в Христорождественском соборе Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил вечерню с особым чином прощения. Вместе с народом в главный храм города пришел помолиться губернатор Рязанской области Николай Викторович Любимов.

Первым к народу обратился митрополит Марк, коленопреклоненно испросив у всех прощения. Примеру доброго архипастыря последовал глава региона.

«Прошу у вас прощения за то, что не все еще пока удалось сделать хорошего для Рязанской области, — сказал Николай Викторович. — За то, что не всем, кто нуждается в помощи, я смог помочь. Прошу у вас прощения от себя лично и от имени своих коллег. Я уверен, если мы будем друг друга прощать, если мы будем способны просить прощения, то все мы намного лучше будем себя чувствовать. Простите меня, пожалуйста!»

По преданию традиция просить прощения накануне Великого поста пришла к нам из древних монастырей. Так, среди насельников христианских обителей Египта была в прежние времена традиция на Великий пост уходить в пустыню, чтобы усугубить свои подвиги, пост и молитву. Однако жизнь в пустыне, вдали от жилья трудна и опасна, потому не все возвращались назад. И иноки, прощаясь, просили друг у друга прощения, чтобы очистить душу накануне поста, чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему и о всепрощении и чтобы в случае смерти «заручиться» искренним прощением и любовью своих братьев.

В Российской Империи обычай сохранился, и в Прощеное воскресенье сам Государь Император испрашивал прошения у своих подданных.

После богослужения митрополит Марк посвятил свое наставление значению Святой Великой Четыредесятницы:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вот и наступает, дорогие братья и сестры, особый период церковной жизни. Период Святой Великой Четыредесятницы. В просторечии мы называем это время Великим постом. И нередко мы упрощаем содержание и смысл этого великого периода в истории Церкви и нашей жизни и низводим значение 40 Великих святых дней всего лишь до воздержания в пище. Да и воздержание наше далеко не полноценно.

Хоть мы и говорим, что постимся по образцу поста Христа Спасителя, однако Господь, в отличие от нас, соблюдал совершенный пост. То есть Он вообще ничего не выкушал.

При этом надо понимать, что телесное воздержание является лишь частью той великой задачи, или, вернее, сверхзадачи, которую ставит перед нами Святая Церковь. Задача же заключается в том, чтобы восстановить, сбалансировать, сделать гармоничной нашу личность.

Представьте себе расстроенный инструмент, расстроенное фортепьяно, которое не способно издавать красивые мелодичные звуки. И тогда уже неважно, кто изготовил этот инструмент, знаменит ли тот мастер или малоизвестен. Как выглядит сам инструмент. Блестящая ли поверхность у его корпуса. Все это не имеет никакого смысла, если инструмент не способен издавать гармоничные звуки.

Вот и мы, дорогие братья и сестры, подобны старому разбитому роялю! Вместо того чтобы исполнять Божественную симфонию, предстать исполнителями замысла Творца, его небесной музыки, мы способны издавать лишь жалкие, скрипучие звуки.

Святая Четыредесятница предназначена как раз для того, чтобы восстановить утраченную гармонию, чтобы настроить силы нашей души на исполнение задачи, поставленной перед нами Творцом.

Можно привести и другие образы. Представьте себе больного человека, которого одолевают телесные немощи. Ведь для того чтобы он выздоровел, чтобы имел возможность полноценно трудиться, исполнять миссию, которая ему поручена в государстве, в городе, в семье и обществе, человека нужно привести в порядок, положить в больницу, провести обследования, прокапать на капельнице, сделать все необходимые процедуры.

И вот такой духовной лечебницей является для всех нас время Святой Великой Четыредесятницы. Святая Церковь призывает нас в этот благодатный период стать победителями греха.

Обычно мы склонны сразу, только еще завидев искушения, сдаваться. Святая Церковь напоминает, что у нас другая задача – бороться и побеждать грех! И это борьба должна явиться главным содержанием Святого Великого периода.

На Православном востоке монахи в обителях, вступая в этот ответственный период, желают друг другу: «Прекрасной Четыредесятницы!» — в надежде, что это время будет наполнено духовной борьбой и победами над нашими страстями и послужит восстановлению нашей раздробленной личности.

Вместе с тем каждый человек согрешает. Каждый человек, который живет в обществе, нередко совершает ошибки, то есть впадает в грех. Ведь грех – это и есть ошибка. И неважно, какой пост занимает человек. Будь-то губернатор или епископ, или простой скромный работник завода или фабрики. Все мы ошибаемся. Все мы грешны.

Сегодня — особый день, когда мы просим друг у друга прощения.

Позвольте, дорогие отцы, братья и сестры, попросить у всех вас прощения, если кого чем обидел: делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами.

Простите меня грешного.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru