Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

28 Июня 2017 г.

Митрополит Марк: Истина не доказуется, а показуется!

Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Председатель Правления Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы», митрополит Рязанский и Михайловский Марк провел «прямую линию» с жителями Западного округа Москвы.

Митрополит Марк курирует Программу строительства православных храмов в Москве, а также проекты по реставрации памятников церковного зодчества по всей России. Примечательно, что жителей Западного округа волновали не только вопросы строительства и реставрации храмов, но и самые разные темы, связанные с просвещением современного общества, с церковными таинствами, с возможностью посещать храм будучи на службе в армии, с принесением частицы мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Москву. Предлагаем Вам наиболее интересные вопросы жителей и ответы митрополита Марка:

— Добрый день.

— Добрый день.

— У меня вопрос такой. Я звоню от лица инвалидного общества, и мы хотели бы узнать, когда будет строиться храм в Матвеевском, на улице Нежинская. Место хорошее, так и просится, чтобы тут был храм. Мы и деньги собирали. А то, понимаете, до других храмов в районе нужно двумя автобусами добираться.

— Да, на Нежинской улице планируется строительство храма. Сегодня ведется проектирование. Дело в том, что сначала для этого храма был разработан проект на 300 человек. Однако Святейший Патриарх Кирилл благословил строить храмы не менее чем на 500-800 человек. Конечно, в том случае, если позволяет площадь земельного участка. И как раз на Нежинской такая возможность есть. Пришел новый настоятель, пригласил нового проектировщика. И появился новый проект храма на 500 человек, созданный по мотивам собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Я сам переживаю о судьбе этого храма. И со своей стороны внес лепту на проектирование. В ближайшие дни приглашу на прием настоятеля, и постараемся активизировать процесс.

***

— Добрый день. Владыка Марк?

— Да, слушаю внимательно.

— Владыка Марк, меня зовут Александр. И я хотел бы вот какой вопрос Вам задать: сейчас в столице, в Храме Христа Спасителя находятся мощи одного из самых почитаемых святых – Николая Чудотворца. Это прекрасно, что люди идут со своими чаяниями, надеждами. Но простите мне мое маловерие. Вроде бы как в Библии написано, что нельзя поклоняться образам или каким-то вещам. И примера поклонения останкам умерших людей ни в Ветхом, ни в Новом Завете вроде бы нет. Или я заблуждаюсь?

— Все, что сказано в Библии, необходимо рассматривать, воспринимать в контексте. Что было самым страшным для периода Ветхого Завета? Знаете?

— Нет.

— Идолопоклонство. Люди впадали в грех идолопоклонства. И даже израильтяне, которые поклонялись одному Богу, также впадали в грех идолопоклонства. Помните, когда Моисей спускался с горы Синай? Что он увидел? Он увидел, как толпа отлила золотого тельца и стала поклоняться ему. Потому и был наложен строжайший запрет на поклонение чему бы то ни было.

В то же время еще в Ветхом Завете была и другая история. Когда Моисей шел с народом по пустыне, то на людей стали нападать змеи. И многие умирали. И тогда Господь сказал Моисею сделать медного змея и повесить высоко, как знамя. И все, кто смотрел на это изображение змея, не получал вреда от укусов. Прочитайте Библию. Это было сродни поклонению.

А помните Ковчег завета, в котором хранились каменные Скрижали с высеченными Десятью заповедями? И Скрижали, и Ковчег хранились как величайшая святыня. И, конечно же, место, где они хранились, было местом поклонения.

В Новом завете человеку был дан обновленный закон. И в нем уже не было места идолопоклонству. Правда, и в истории Христианской Церкви мы помним время, когда возник спор между иконоборцами и иконопочитателями. Но в итоге было дано четкое богословское определение и тому, что такое икона, и тому, как человек к ней должен относиться.

Икону образно называют окном в иной, горний мир. Через иконы мы воздаем честь Господу, Богородице, святым. Но сама икона не равно святой. Икона – сакральный предмет потому, что изображает святого, то есть в силу святости изображения. Поклонение иконам – это наша связь с Господом и святыми. Через поклонение иконам мы воздаем почитание Господу, Богородице, святым. Не икона – конечный адресат наших обращений. Мы Господу молимся, Господу приносим жертву. Итак. Икона – это символ Бога. Иконам мы поклоняемся, но служим одному лишь Богу.

Теперь по поводу останков святых. В древности у первых христиан был обычай — совершать Литургию на мощах мучеников. То есть это были останки людей, которые пострадали за Христа, были убиты, похоронены, и на их гробах совершали богослужение. С тех пор возникла традиция останки мучеников вмуровывать в основания храмов, в основания престолов как напоминание о подвиге этих угодников Божиих.

И также постепенно возникла традиция поклонения мощам святых. Люди приходили ко гробам мучеников, просили о заступлении в бедах и получали помощь, исцеление, спасение от напастей. Традиция родилась из жизни, из жизненного опыта. Знаете, как говорят? К пустому колодцу за водой не ходят. То есть если бы не было великого множества случаев реальной помощи, то, конечно же, никто бы не поклонялся, не уважал, не почитал бы эти останки. Помните, как еще говорили в советское время, в эпоху марксизма-ленинизма? Практика — критерий истинности теорий.

 

***

— Здравствуйте. Владыка Марк! Меня зовут Дмитрий, я из района Раменки. Я хотел у Вас спросить. Осенью ухожу в армию. Может быть, Вы мне подскажете, будет ли у меня возможность пообщаться там со священником, во время срочной службы? Есть ли какие-нибудь точки взаимодействия между вооруженными силами и Русской Православной Церковью?

— Конечно, конечно. Сегодня при многих военных частях есть свои храмы. Военные части на территории России окормляют православные священники. Поэтому я думаю, что если Вы захотите прийти в храм на богослужение, помолиться, причаститься, Вас, конечно же, отпустят. Сегодня российские военные, вместе со всем нашим народом, обращаются к своим корням. Люди начинают осознавать, что вера – это основа жизни. Вера помогает человеку сохранять твердость духа, вера дает человеку крепость, вера дает человеку стойкость, вера дает человеку жизненные силы и так далее. Вера помогает человеку жить и служить своей Родине.

***

— Здравствуйте!

— Здравствуйте.

— Владыка Марк?

— Да.

— Я звоню вам из Кунцева. Меня зовут Елена Краснова. Я недавно в интернете прочитала Ваши слова о том, что в России наступило апостольское время. Я не очень поняла, что это значит. Вы не могли бы объяснить?

— Конечно, конечно. Апостол в переводе с греческого языка означает посланник, вестник. Ближайшие ученики Христа были посланы в мир для проповеди Евангелия, Благой вести о том, что сбылись пророчества о пришествии Спасителя в мир. Апостолы обошли множество стран и самых отдаленных уголков Вселенной, чтобы просветить людей светом истиной веры.

И сегодня в России ситуация во многом напоминает первые апостольские времена, когда народ был непросвещен. В наши дни мало, кто имеет фундаментальное представление о собственной культуре, об основах веры своего народа, вообще о жизни и ее ценностях. Люди думают, что жизнь – это есть, пить, размножаться, трудиться, в лучшем случае — находить любимую работу и все. Человек часто не представляет, во имя чего он живет. А кто-то и дезориентирован ложными понятиями. Сколько у нас людей, особенно среди молодежи, с изломанными судьбами: кто-то рано пристрастился к алкоголю, кто-то к наркотикам, кто-то в погоне за наживой потерял связь с собственной совестью и душой.

Потому сегодня апостольское время – время, когда нужно, чтобы в мир приходили новые апостолы, несущие свет веры во Христа Спасителя. Эти люди своей жизнью должны показывать пример благочестия и чистоты. Общество наше находится не в самом лучшем состоянии, а вера способна его оздоровить, оздоровить жизнь людей.

Тут важно оговориться, что в деле миссионерства не должно быть чрезмерного напора. Не должно быть никакой назойливости или принуждения! Истина во многом не доказуется, к истине нельзя принудить. Истина показуется в качестве идеала, которому человек может последовать. Вот такого миссионерства и ожидает Церковь, и такого миссионерства ожидает общество. И Церковь, и общество в таком миссионерстве нуждаются!

***

— Добрый день, Владыка! Скажите, пожалуйста, как часто надо исповедоваться? И может ли домашняя исповедь заменить исповедь в храме, чтобы можно было после этого причаститься?

— Домашняя исповедь… Вы имеете в виду молитву «Исповедание грехов» перед иконами?

— Да.

— Нет. Такой исповеди не достаточно! Одно дело повседневное исповедание грехов, в частности, когда мы читаем вечерние молитвы. Другое дело – Таинство исповеди – покаяния.

Таинство исповеди совершается в храме. И бывает обычно перед причастием. Одно дело — мысленно попросить прощения, а другое дело — попросить при личное встрече. Церковные таинства – это личная встреча человека с Богом!

Конечно, мы знаем тенденции современного общества, в частности, на Западе, когда существует практика причастия без исповеди. Например, в Католической Церкви исповедь стала необязательной. Отменили посты, богослужения сократили. А последствия тому — самые печальные… Из общества постепенно уходит понятие греха. Понятия добра и зла. Отсюда – самого разного рода извращения, которые на Западе стали уже нормой. Пороки и страсти расцвели буйным цветом, а информационная индустрия — от телевизора до интернета — все ближе и ближе толкает человека к пропасти. К гибели. К унынию. К пресыщению и пустоте…

Когда же человек выходит с исповеди, у него на душе радость, потому что он очистил свою душу. Так что обязательно исповедуйтесь в храме.

***Продолжение следует…

Газета Западного округа города Москвы «На Западе Москвы»

 

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru