Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

19 Января 2017 г.

Митрополит Марк: Погружение в Иордань на Крещение – это не какой-то ритуал моржевания

19 января, в великий праздник Крещения Господня, в Христорождественском кафедральном соборе Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию.

По окончании богослужения архипастырь совершил чин Великого освящения воды. По традиции Владыка обратился к народу со Словом назидания, в котором он особо подчеркнул, что нельзя относится ни к традиционным крещенским погружениям, ни к самой святой воде как к неким магическим ритуалам и атрибутам. «Главное – чтобы наши акценты, наше внимание было сосредоточено на самом важном: погружение в святую воду – это не какой-то ритуал моржевания, это погружение с верой. То же самое — и окропление домов, и питье освященной воды. Эта вода действует не магически, поскольку химически это та же самая вода. В то же время мы верим, что она целебна. Но не будем забывать, что вода становится целебной только в том случае, если мы принимаем ее с верой во Христа Спасителя и просим Бога, чтобы Он с помощью этой святой воды даровал нам свою благодать и свою милость».

***

Предлагаем Вашему вниманию Слово митрополита Марка в великий праздник Богоявления:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В нашей церковной жизни, дорогие братья и сестры, мы очень многое стремимся воспринимать с искренней верой, то есть сердцем, душой, а не разумом. Потому что, действительно, многое из того, что является содержанием богослужений, наших молитв можно принять только на веру, а понять разумно – невозможно. Тем не менее, в жизни верующего человека всегда есть место для рассуждения, для того, чтобы выяснить, почему, как и зачем. И до определенной границы «пользоваться разумом», который и дал нам для того Господь, похвально, более того, важно и необходимо.

И вот иногда в праздник Крещения Господня люди спрашивают: как же так, как мог Христос «креститься» – ведь Он еще не был распят на кресте, и крест в то время еще не стал орудием нашего спасения?..

Людей смущает то, что корнем слова «крещение» является слово «крест». Крест – как символ победы Жизни над смертью, жертвенной Любви над злом. Крест – как орудие казни, на который взошел Господь ради нашего спасения, но уже после Своего Крещения и проповеди.

И это верно. Русское слово «крещение» — это не вполне точный перевод, или даже скорее «перевод-истолкование», «перевод-комментарий» греческого понятия. Если переводить точно с греческого языка, то действо, которое совершил Спаситель в тот час, правильно называть «погружение».

Христос погрузился в Иорданские воды. К погружению в воды этой реки, омовению в них призывал Предтеча Господень Иоанн, который удостоился стать Крестителем Самого Спасителя. Иоанн Креститель призывал людей исповедовать свои грехи и после погружал их в воды Иордана — для того, чтобы символически, духовно, «прообразовательно» смыть с них не только и не столько телесную грязь, сколько душевную и духовную нечистоту.

И вот, к Иордану приходит Спаситель. Конечно, Господь не нуждался ни в каком погружении или омовении. Он, Чистый и Безгрешный, пришел, как говорит евангелист, для того чтобы «исполнить всякую правду». Он пришел, чтобы повторить путь обычного грешного человека, нуждающегося в таких знаках очищения и обновления.

Господь пришел на Иордан. И пришел именно к Иоанну. Господь приклонил Свою голову под руку Предтечи и погрузился в воды святой реки.

Однако очень важно воспринимать свершившееся не только как «исполнение всякой правды».

Господь погружается в воды реки, которая символически была наполнена грехами людей, приходивших каяться в своих согрешениях, в своих падениях… И вот в эту реку, которая была местом очищения всего Израиля, вошел Господь. Незримое действие было в данном случае обратным — Господь символически очищает реку от всей той скверны, которой наполнили ее люди, исповедуя свои грехи. Спаситель не только очищает воды Иордана — Он освящает их.

В память об этом событии мы каждый год совершаем освящение воды в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения. Мы молимся, чтобы в каждом храме, в каждой реке и озере ощущалась благодать Иордана, благодать этой святой реки, нас очищающая и освящающая. В сегодняшних словах молитв мы слышали всю историю спасения: Господь не стерпел зрети (то есть видеть), как человек мучается от греха, и пришел для нашего спасения.

И сегодня мы можем приобщиться к этим плодами спасения, очищения, освящения и благословения. Сегодня каждый из нас может пить святую воду или окроплять ею жилище. Главное – чтобы наши акценты, наше внимание было сосредоточено на самом важном: погружение в святую воду – это не какой-то ритуал моржевания, это погружение с верой. То же самое — и окропление домов, и питье освященной воды. Эта вода действует не магически, поскольку химически это та же самая вода, и в то же время мы верим, что она целебна. Но не будем забывать, что она становится целебной только в том случае, если мы принимаем ее с верой во Христа Спасителя и просим Бога, чтобы Он с помощью этой святой воды даровал нам свою благодать и свою милость.

Приходите же в храмы, черпайте воду, приходите к водоемам, собирайте обильно божественную благодать, которую Господь щедро дает всем нам.

Дай Бог, чтобы эта вода, принимаемая нами с верой, служила к нашему очищению, освящению, здравию душ и телес и к благословению. Аминь.

***
Накануне, в ночь на праздник, с 18 на 19 января, митрополит совершил чин освящения Иордани на Ореховом озере.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru