Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

22 Января 2018 г.

Молодежная конференция по архитектуре православного храма на базе МАРХИ

22 января в Московском архитектурном институте (МАРХИ) состоялась Молодежная конференция по архитектуре храмового зодчества.

Конференция проходила в рамках XV НАПРАВЛЕНИЯ «ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА» XXVI Международных Рождественских Образовательных Чтений. Организаторами встречи выступили Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви и Московский архитектурный институт.

Председателем направления выступал Митрополит Рязанский и Михайловский МАРК, Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, Председатель Правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы». Помощником председателя — протоиерей Андрей Юревич, архитектор ФХУ, руководитель Рабочей группы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

Почетными гостями конференции стали председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, протоиерей Леонид Калинин и заслуженный архитектор России, глава Правления «Гильдии храмоздателей», руководитель творческого объединения «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» Андрей Альбертович Анисимов.

IMG_8732

От имени митрополита Марка протоиерей Андрей Юревич приветствовал участников форума.

Конференцию открыл ректор МАРХИ, академик РАХ и РААСН Дмитрий Олегович Швидковский. Он рассказал о том, что полтора года назад в Московском архитектурном институте была создана кафедра «Храмовое зодчество»: «Ее создание для меня было давней мечтой, которую не так легко было осуществить и сегодня не так легко поддерживать… Мы благодарны Андрею Анатольевичу Козицыну, генеральному директору Уральской горно-металлургической компании, при содействии которой построено более 100 храмов и монастырей по всей России, за поддержку нашей кафедры. Особое внимание эта компания уделяет местам, связанным с гибелью Царской семьи. Сейчас в Алапаевске, на том месте, где в шахту живыми были сброшены великие князья и покровительница нашего института преподобномученица Елизавета Федоровна, создается монастырь.

Во время войны в нашем здании великая княгиня устроила госпиталь и в течение четырех лет ежедневно приезжала сюда заботиться о раненых. При таком незримом присутствии святой княгини было естественно открыть в нашем институте кафедру «Храмовое зодчество».

Тем более все знают, что институт у нас старинный, открытый еще при Анне Иоановне, и множество храмов было построено выпускниками московской архитектурной школы и в Москве, и по всей России. Для нас очень важно то, что мы пытаемся сейчас делать, и мы благодарны всем, кто нас поддерживает: Святейшему Патриарху Кириллу, митрополиту Марку, Экспертному совету по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви. Особенность нашей кафедры в том, что это магистерская кафедра, на ней специализируются дипломированные архитекторы. Преподают зодчие, уже построившие несколько церквей. Мы очень надеемся, что наши выпускники достойно войдут в сообщество архитекторов, создающих храмы».

IMG_8463

Дмитрий Олегович Швидковский приветствовал всех участников конференции и передал слово Андрею Альбертовичу Анисимову, который представил каталог лучших проектов, реализованных его бюро за 30 лет.

В своем выступлении Анисимов, в частности, отметил, что нынешний год можно назвать юбилейным. «30 лет назад с возрождения и реставрации Данилова монастыря в Москве понятие «церковное искусство» вновь возникло в нашей новой жизни. Именно в процессе реставрации этого монастыря появилось огромное количество творческих мастерских, существующих и поныне. Это первая знаменательная дата, которую хотелось бы вспомнить. Вторая дата – освящение в 1988 году Введенского храма в Белгородской епархии (архитектор Андрей Родыгин). Это был первый храм, построенный после революции. Он возведен именно в той стилистике, на которой закончилось развитие церковного искусства в начале XX века».

Продолжил конференцию руководитель рабочей группы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Юревич: «В этом году мы решили провести молодежную конференцию с участием практикующих молодых архитекторов, студентов и магистрантов. Собрались мы сегодня, чтобы говорить о путях развитии современной церковной архитектуры. Действительно, прошло 30 лет. К 1000-летию Крещения Руси Церкви был передан Данилов монастырь. Помимо реставрационных работ в это время на его территории были построены две маленькие часовни: поминальная и надкладезная. Обе были спроектированы Ю. Г. Алоевым.

Первая построена в стиле русского модерна, стилистика второй, надкладезной, — это попытка дальнейшего осмысления традиций русской архитектуры. Еще одно важное событие тех лет — конкурс 1989 года на проект храма-памятника. Это было большое событие для архитекторов тогда еще Советского Союза. Многие идеи, заложенные в проект этого храма-памятника, были потом реализованы при восстановлении Храма Христа Спасителя: храм на 10 000 молящихся, большой зал Церковных Соборов, выставочные залы, музей, трапезные, конференц-залы и др. Было предложено множество проектов от футуризма до имитаций старорусских стилей. В результате этого конкурса реализованной оказалась лишь небольшая реплика – храм Георгия Победоносца на Поклонной горе.

К сожалению, для Церкви этот конкурс прошел почти незамеченным. В этом, с одной стороны, я вижу действие Промысла Божия – нам даны были время и возможность вновь «привиться» к этому дереву христианской культуры, заново освоить двухтысячелетнюю традицию храмостроительства. С другой стороны, в этом была и наша ошибка – колесо истории невозможно повернуть вспять.

Тогда, в начале 90-х годов, мы решили заново осваивать традицию, и долгие годы ее осваивали. Но, как сказано в Книге Екклесиаста, «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». На протяжении истории каждой эпохе соответствовал свой стиль, который был характерен и для архитектуры, в том числе церковной, и для убранства, и для литературы, и для моды, и т.п. Современности присуще отсутствие какого-либо единого стиля, и кажется, что единственно возможный и надежный путь для церковной архитектуры – это историзм. Но за окном не Древняя Московия, не Москва Забелина или Гиляровского, а огромный мегаполис XXI века, и строить в нем копии древних храмов очень странно. Традиция не в этом. Традиция – это живая связь ветвей дерева с его корнями, но дерево не может расти в виде одних только корней.

Сегодня начинается новая эпоха, связанная с поиском современного образа православного храма. Об этом свидетельствуют конкурсы, проводимые в последние несколько лет Русской Православной Церковью совместно с Союзом архитекторов России; проекты отдельных мастеров-храмостроителей; и, конечно, творчество молодых архитекторов. Церковь с надеждой смотрит на молодое поколение. Молодости присуще дерзновение, а Господь любит смелых, только надо уметь отличать «дерзновение» от «дерзости», не должно быть халтуры, не должно быть профанации, а должно быть глубокое изучение богословия, философии, основ формообразования православного храма. И кафедра «Храмовое зодчество», созданная в архитектурном институте может стать тем полем, на котором вырастет «новый урожай» мастеров церковной архитектуры».

IMG_8640

Далее с докладами выступили магистранты МАРХИ и молодые архитекторы. В своих размышлениях они затрагивали самые разные темы: архитектурно-планировочные решения православных комплексов, литургическое пространство храма, новые технологии в современном благоустройстве прихрамовой территории и многие другие.

В свою очередь Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин поблагодарил ректора МАРХИ Дмитрия Олеговича Швидковского и всех преподавателей кафедры за достойную подготовку магистрантов, пожелал молодым архитекторам и их наставникам успеха и творческого роста.

Особо протоиерей Леонид отметил доклад Алексея Капустина «Традиция — как основа создания образа современного православного храма», в котором молодой архитектор попытался проанализировать символическую связь образа с Первообразом. «Не может существовать церковная архитектура вне контекста религии. То есть если мы говорим о православном храме и выпадаем из контекста, то мы будем проектировать нечто совершенно иное. Сегодня есть два направления в архитектуре. Одно я называю «марсианским», оно интересно, креативно, но оно для Марса. А есть архитектура для тех, кто хочет остаться на земле. Это продолжение той генеральной идеи, которую когда-то хорошо сформулировал и образно, и в архитектуре, и в инженерных сооружениях архимандрит Филипп, будущий митрополит Московский. Будучи игуменом Соловецкого монастыря, он создал уникальную систему ирригации, канализации, теплиц и т.п.

Такая идея органичного соработничества Богу является нашим русским ответом на безумные теории, которые уводят человека в космос. Нужно уметь обустроить свою планету, нужно уметь здесь налаживать свою жизнь. Бог даровал нам прекрасную землю, которую мы должны возделывать и раскрывать тот потенциал, который Господь дает нам. Поэтому, безусловно, связь христианской веры с тем, что она производит в материальном, художественном воплощении – это неразрывность Слова Божия и образа». Отдельно протоиерей Леонид призвал молодых архитекторов внимательно относиться к благоукрашению храма, а также к реставрации церковных памятников.

Смотрите фоторепортаж на сайте Программы строительства православных храмов в Москве.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru