12 ноября в Христорождественском соборе Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в сослужении митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, епископа Дионисия (Константинова), епископа Касимовского и Сасовского Дионисия и епископа Скопинского и Шацкого Матфея. Богослужение с участием пяти архиереев было особенно торжественно.
С архипастырским наставлением к народу обратился митрополит Марк. В своем слове он говорил о вере и самоуверенности современного человека, о духовной реальности и ее опасностях.
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Какова вера современного человека? Во что верят люди, живущие в XXI веке?
Наше время — время сомнений, время маловерия и одновременно удивительной самоуверенности. Люди верят в себя, в свои силы и возможности, считают, что им подвластно само течение жизни. И что все, что происходит на земле, является плодом их творческой активности.
Современный человек едва-едва верит в Бога. И вера эта легковесна и поверхностна, она колеблется от любого «дуновения» — обстоятельств, препятствий, каких-то слов.
Даже если современный человек и верит в Бога, то часто игнорирует окружающую его духовную реальность. Он забывает о том, что помимо Бога существует целый сонм сил добра — ангельский мир и противостоящий ему легион — мир темных демонов, которые мешают человеку держаться пути спасения. Мешают реально, не гипотетически. А между тем мало кто сегодня задумывается об этом. Как сказал один из наших почти современников, величайшая уловка дьявола заключается в том, чтобы уверить людей, будто его не существует.
Сегодняшнее Евангельское чтение являет нам, дорогие братья и сестры, другую реальность. Евангелист Лука рассказывает о событии, которое произошло во время земной жизни Спасителя.
Однажды Господь встретил бесноватого человека, одержимого многими темными силами. Бесы, понимая, что будут побеждены, просили Христа, чтобы изгнал их в стадо свиней, пасущееся неподалеку. И тогда Господь изгнал демонов в свиней, и все стадо бросилось с крутого берега в море и утонуло.
Произошедшее внушило ужас всем жителям того места. Их страх простирался до такой степени, что они просили Спасителя уйти из их пределов.
Вот две крайности, дорогие братья и сестры, в которые впадают современные люди. С одной стороны, игнорирование факта существования темных сил и чрезмерное упование на свои собственные. С другой – страх от прозрения. То есть ситуация, когда человек уже на своем опыте, вполне ощутимо соприкасается с миром темных сил и приходит в ужас, начиная, наконец, осознавать, что или кто может ему повстречаться на его жизненном пути. И тогда происходит самое печальное. От страха натолкнуться на явное противление темных сил, люди начинают бояться следовать Заповедям и совершать добрые дела и сходят со спасительной тропы.
Итак. Евангелие открывает нам всю полноту реальности. Господь побуждает нас верить в Него и понимать всю сложность бытия. Человек верующий, конечно, не может игнорировать духовную реальность мира зла. Но не нужно и бояться бесов. Мы должны помнить, что Господь победил диавола, разрушил его силу. И с этих пор нам не страшно его действие! Не будем же поддаваться искушениям бесов, но и не будем их бояться. Ведь мы знаем: где Бог — там победа! Аминь.
После богослужения митрополит Марк также рассказал, что знаком с митрополитом Павлом уже давно, что они вместе учились в Московской духовной семинарии, «почти на одной школьной скамье». Однажды, в годы их учебы, в семинарии случился пожар, который унес жизни пятерых семинаристов. Митрополит Павел, будучи студентом, жил в комнате, где произошло возгорание. И Господь чудом его извел из бушующего пламени.
Владыка Павел уже много лет является наместником Киево-Печерской Лавры. Древнейшая на Руси обитель через века и тысячи километров протягивает нить, связывающую духовную летопись Рязанской земли и Киева – города, который называют «Матерью городов русских». По преданию, благодаря подвигу и миссионерским трудам монахов Киево-Печерской Лавры в Рязанском крае был основан Иоанно-Богословский монастырь.