Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

2 Мая 2019 г.

Отреставрирован древний Введенский собор в Чебоксарах

Введенский собор с фресками и колокольней в Чебоксарах (Чувашская Республика), на ул. Константина Иванова, д. 21, — объект культурного наследия федерального значения. Относится к наиболее ценным образцам храмового зодчества допетровского периода Чувашии и Поволжья.

Первый (бревенчатый) храм на этом месте был заложен по грамоте царя Ивана Грозного от 26 мая 1555 года. Место под строительство в Чебоксарском кремле освятил в 1555 году архиепископ Казанский Гурий. Ныне существующее здание возведено в середине XVII века.

Пятиглавый Введенский собор — крестово-купольный, с отдельно стоящей шатровой колокольней. Восьмерик на четверике.

Первоначально, в 1651 году, был построен только холодный храм с главным престолом, а в 1657 году — теплые приделы: справа — во имя преподобного Сергия Радонежского, слева — во имя преподобного Алексия, человека Божия, и священномученика Харалампия. Рядом с собором была возведена шатровая колокольня.

Собор действовал до 1939 года. Затем его закрыли, и до 1943 года в нем была размещена картинная галерея. Весной 1945 года церковный совет, духовенство и жители Чебоксар собрали 136 тысяч рублей и перечислили деньги на нужды обороны СССР. Для того времени это была огромная сумма. Средства, в частности, пошли на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского. Настоятель храма отправил Сталину телеграмму, в которой сообщил о переводе денег. Иосиф Виссарионович в ответной телеграмме поблагодарил всех за оказанную помощь. До 1985 года в приделах священномучеников Алексия и Харалампия располагался краеведческий музей.

В 2004 году в районе собора произошла горизонтальная подвижка грунтов. На стенах и сводах появились трещины, конструкции деформировались. Особую актуальность приобрели вопросы реставрации настенной живописи храма, возникла острая необходимость проведения первоочередных противоаварийных работ по укреплению сводов.

В 2006-2009 годах компанией ООО «Дизайн» был выполнен комплекс первоочередных противоаварийных работ по укреплению сводов храма, усилению оснований и фундаментов буроинъекционными сваями по всему периметру храма, проведены инъектирование и заделка трещин, а также штукатурные работы в интерьерах, чугунные полы заменены на мраморные.

В 2010 году мастерами ЗАО «Фасадремстрой» выполнены работы по укреплению юго-восточного барабана и усилению конструкций храма, что позволило предотвратить разрушение памятника, вывести его из аварийного состояния и начать консервационные и реставрационные работы монументальной живописи.

Параллельно в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 годы) ООО «Дизайн» и ЗАО «Фасадремстрой» была разработана проектная документация, после чего выполнен основной объем работ по реставрации живописи интерьеров.

В 2012-2013 годах ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» проведены работы по реставрации монументальной живописи (масло и темпера) на южной и западной стенах, включая четыре столпа в четверике.

В 2015 году ООО «Дизайн» выполнены реставрационные работы по усилению купола железобетонной обоймой, по усилению юго-восточной главки, а также реставрация внутренних помещений храма: притвора и придела Алексия и Харалампия.

В 2018 году АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» завершены работы по реставрации живописи (плафон), а также выполнена реставрация монументальной живописи сводов, арок и барабанов.

Росписи до и после реставрации

***

Введенский собор явился первой каменной постройкой в истории города. В качестве строительного материала использовали кирпич «большой руки» и бутовый камень. Строительство осуществлялось бригадами местных каменщиков и каменотесов под руководством нижегородских мастеров. По благословению священноначалия было решено расписывать стены и своды собора изображениями святых и священных событий только из Новозаветной истории.

В Введенском соборе соединились простота и строгость его основного кубического объема, лаконичность и непритязательность декоративной отделки фасадов, плоскостей стен, окон, барабанов пятиглавия. В то же время налицо характерный контраст между могучим кубом храма и его скупой декоративной обработкой. Ряд плавных полукружий закомар смягчает суровый характер Введенского собора.

Собор венчают пять шлемовидных глав на круглых барабанах. Центральный барабан — большего размера. Вызолоченные кресты утверждены над традиционными «яблоками», также позолоченными. Выделяется ажурный центральный крест — он восьмиконечный, тогда как другие кресты — четырехконечные.

Внутри храма — четыре массивных столпа, несущих на себе крестовые своды. Четыре угловых барабана являются как бы продолжением столпов. Столпами собор делится на три нефа. Правый и левый нефы вдвое уже центрального. Алтарь также разделен на три части. Удачно вписываются в интерьер храма хоры, устроенные над западным входом.

Все плоскости стен и сводов собора покрыты живописью. Хорошо сохранились древние фрески, которые украшают стены, своды, колонны, оконные проемы. Имена художников не известны. Художники, вероятно, были местные, поскольку в живописи заметно влияние национальных чувашских традиций. Можно полагать, что по многообразию сюжетов и совершенству исполнения роспись Введенского собора не имеет себе равных среди фресковой живописи XVII века во всем Среднем Поволжье. Удивительна также техника исполнения фресок. Живопись написана на тонкой обмазке, повторяющей фактуру кирпичной кладки. Это уникальная авторская работа, где мельчайшие детали порой изображены в швах между главным строительным материалом того времени.

Арки, цоколи столпов, а также части стен между оконными проемами украшены растительным орнаментом. Основную часть росписи южной стены собора составляют изображения на темы кондаков и икосов акафиста Иисусу Сладчайшему. 25 изображений снабжены подписями-стихами из текста 13 кондаков и 12 икосов. Изображения даны пятью ярусами по пять изображений в каждом. На восточной части южной стены представлены: «Пятый Вселенский Собор», «Тайная вечеря», «Деисус» с предстоящими равноапостольными Константином и Владимиром.

Большую часть северной стены занимает акафист Божией Матери. Схема изображений такая же, как и в акафисте Иисусу Сладчайшему. В акафисте Богоматери художник частично, в изображениях (верхних) второго и третьего ярусов, изменил последовательность расположения кондаков и икосов.

На восточной части северной стены изображены, в частности, «Четвертый Вселенский Собор», «Три Святителя», «священномученик Харалампий».

Северная стена также украшена растительным орнаментом — преимущественно ярко-красными, синими и белыми цветами на темном фоне.

Почти вся западная стена собора — это изображения «Откровения апостола Иоанна Богослова» и «Страшного суда». Внизу южной части стены изображены «Страдания святых апостолов».

Своды собора украшены в основном живописными композициями на евангельские темы: «Святые Жены-Мироносицы», «Беседа Христа с самарянкой», «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне» и др.

На круглых столпах изображены ветхозаветные пророки и мученики Христовы, а также святые Гурий, Герман и Варсонофий, просветители Казанской и Чувашской земли. Изображения расположены в трех ярусах на каждой из сторон света и увенчаны декоративной аркой.

В соборе находятся Владимирская икона Божией Матери, подаренная святителем Гурием в 1555 году, икона Спасителя, подаренная митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном, образ Смоленской иконы Божией Матери и образ святых Казанских чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа с вложенными серебряными ковчежцами с частицами их мощей.

Контактная информация

Отдел реставрации и ремонта

Васильева Наталия Александровна
icon-call 8 495 637-47-37 доб. 304
icon-email info@eszmp.ru

 

Документация

Адрес: 119002, М. Власьевский пер.,

д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637-47-37

Факс: 8 (495) 697-91-97