Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

10 Апреля 2017 г.

Праведный Иосиф и бесплодная смоковница

10 марта, в понедельник Страстной седмицы, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве.

В своем слове архипастырь рассказал верующим о том, что в Великий Понедельник Церковью вспоминается образ праведного Иосифа, проданного родными братьями в рабство, и евангельское повествование о бесплодной смоковнице, проклятой Иисусом Христом.

— Закончилась Святая Великая Четыредесятница, и Церковь ввела нас в Седмицу Страстей Господних, — сказал митрополит Марк. — Сегодня первый день Страстной седмицы. Первый день, который открывает это особое священное время.

Каждому дню Страстной седмицы усвоено свое воспоминание. Каждый день посвящен особому событию либо особому образу.

Сегодня, в первый день, Церковь предлагает нам вспомнить историю праведного Иосифа, сына ветхозаветного патриарха Иакова. Почему же именно Иосиф, человек, живший много веков назад, становится героем первого дня Страстной седмицы? Потому что он является одним из прообразов Иисуса Христа.

Конечно, в Ветхом Завете мы встречаем и других героев, которые воспринимаются Церковью как прообразы Христа Спасителя. Это и праведный Иов, это и Исаак, который был принесен на заклание своим отцом Авраамом в жертву Богу.

Однако для поминовения первого дня был избран праведный Иосиф, который имеет очень много общих черт со Христом Спасителем.

Во-первых. Господь был чистым и безгрешным. Единственным, Кто пожил на земле и не согрешил. Иосиф праведный также явился плодом чистоты и целомудрия. Именно за это его и любил патриарх Иаков. Мы также помним, как праведного Иосифа не могли соблазнить искушения жены фараона, и он остался чистым, целомудренным, не преклонным ко греху.

Христа Спасителя первосвященники и книжники предали на осуждение смерти ради зависти, поскольку весь мир, как говорит евангелист, шел за Христом, и Христос подрывал духовный авторитет книжников и фарисеев. Иосифа праведного его братья также предали из зависти, а затем продали в рабство. Они завидовали тому вниманию, которое уделял их отец Иаков своему любимому сыну, и решили избавиться от соперника.

После Распятия на Кресте Господь был положен во гроб, иссеченный из камня пещеры. Праведного Иосифа братья бросили в глубокий ров, пока ходили показать отцу окровавленные одежды. И уже потом продали в рабство в Египет.

Праведный Иосиф, как мы помним, стал со временем одним из властителей Египта, и благодаря ему выжил избранный Богом народ, выжили родственники Иосифа, его отец, его братья. Он кормил всех пшеницею, хлебом. И Господь через свои Таинства является «кормителем» всех нас. Господь дает нам духовную пищу. Господь дает нам Хлеб Жизни, Божественную Евхаристию.

Вот такой образ Церковь предлагает нам в первый день Страстной седмицы — образ, который возвышает нас, образ, который побуждает нас вести жизнь чистую, целомудренную, жизнь святую.

С другой стороны, Господь воздействует на наши души не только примером Своей жизни, примером добрых образов, которые открывает перед нами Библия. Сегодня также вспоминается образ бесплодной смоковницы. Образ, который внушает нам страх.

Господь ожидает от каждого из нас плодов добродетели. И все мы на протяжении этих сорока с лишним дней пытались принести Богу плоды покаяния, стяжать нерассеянную молитву, подвизаться по мере сил в посте.

При этом некоторые недоумевают: «Но почему Господь проклял смоковницу, ведь время плодов еще не наступило…» Да, действительно, время плодов еще не наступило. Но Господь сделал это неким символическим актом. Он проклял смоковницу, показывая тем самым будущее своих противников, которые отказались Его принять. Образ смоковницы для нас – это, прежде всего, грозное предупреждение о том, что мы должны не просто жить в свое удовольствие, не просто жить так, как нам велит наше испорченное естество. Но мы должны жить — принося Богу добрые плоды!

Через образ смоковницы Господь напоминает нам, что время бежит быстро, и каждый человек должен задумываться о том, какой плод он приносит, подобно тому, как каждое древо призвано приносить свои плоды. В противном случае, если дерево не выполняет своей функции, как бы мы сказали сегодня, то есть не выполняет возложенную на него роль, обязанность, то такое древо посекается и во огнь вметается.

То же и с нами. Если плодов не будет, то и мы также будем прокляты. И мы также будем преданы на сожжение. Только на сожжение вечное, на огонь неугасимый.

***

Итак. Господь, с одной стороны, призывает нас быть подобными людям праведным, а с другой — грозно нас предупреждает, что время умаляется, а плодов, к сожалению, от нас так и нет.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, потрудиться и возыметь усердие, для того чтобы принести Богу в жизни хотя бы какие-то, даже малые плоды. Аминь.

***

Смотрите также в нашем разделе Видео — проповеди митрополита Марка.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru