Слово митрополита Марка 19 января 2019 года, в праздник Богоявления Господня:
– Все церковные праздники, посвященные нашему Спасителю, мы можем разделить, в том числе, на те, в которых проявляется умаление, уничижение Спасителя, Его крайнее смирение и те, где проявляется Его Божественная слава.
К числу первых относится праздник Рождества Христова. Да, для нас это величайшая радость! Но если посмотреть на это событие с другой стороны… Вечный Бог-Слово снисходит на землю, рождается в убогом вертепе и сразу же становится гонимым среди собственного народа…
Еще один праздник – Обрезания. Когда Христос принимает излишний, ненужный для Него обряд, хотя не имел в этом никакой нужды. Все это примеры уничижения Спасителя и Его крайнего смирения.
А в каких же праздниках проявляется слава Христова? Это Преображение Господне, когда Христос явил перед учениками на Фаворе Свое Божественное величие и славу. К числу таких праздников относится и Пасха, это Торжество Жизни.
Как же воспринимать праздник Крещения?
Если мы обратимся к Евангельскому повествованию, то увидим, чем было вызвано это движение к Иордану. Дело в том, что люди не удовлетворялись соблюдением обычных законов, правил и ветхозаветных установлений. Им хотелось чего-то более важного, относящегося не только к телу, но и к душе. Потому они приходили на Иордан, что не было нормой ветхозаветного закона, и, приходя, исповедовали здесь свои грехи и омывались в водах святой реки. И туда же пришел Господь, хотя не имел нужды в этом погружении. Казалось бы, что это? Очередное проявление уничижения? Но сквозь это уничижение и исполнение всякой правды блистает свет Богоявления.
Спаситель погрузился в воды, символически наполненные грехом исповедовавшихся людей. И вместо того, чтобы при погружении в воды Иордана «сделать то же», Он сокрушил главы «тамо гнездящихся змиев», как говорится в сегодняшнем чине освящения воды.
Эти воды, наполненные символическим грехом, Он освятил и очистил, сначала явив образ очищения от грехов Древнего Израиля, а потом, уже после Распятия, явив нам образ всецелого обновления человечества от греха, проклятия и смерти. Так что праздник Крещения – это, с одной стороны, праздник умаления Спасителя, а с другой – праздник очищения, напоминающий нам о будущем избавлении всего человечества от греха, проклятия и смерти. И потому символично, что сегодня священнослужители облачены в белые одежды – символ чистоты, святости, отсутствия греховной скверны.
Дай Бог и нам всем, дорогие братья и сестры, в этот праздник помнить о том, что означает Крещение Господне. Господь приходит для того, чтобы очистить, уничтожить человеческие грехи, посрамить диавола – древнего врага и запинателя. Со своей стороны и мы, принимая святую воду, омываясь ею, погружаясь в нее, будем помнить не только об этой внешней стороне, но и о стремлении к святости, чистоте, избавлению от грехов и прегрешений.