Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

25 Марта 2021 г.

Председатель ФХУ епископ Парамон провел рабочую встречу с митрополитом Смоленским Исидором по вопросам реставрации Успенского собора Смоленска

24 марта в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата председатель ФХУ епископ Наро-Фоминский Парамон провел рабочую встречу с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором по вопросам реставрации Успенского кафедрального собора (1740г.) г. Смоленска.

Успенский собор является объектом культурного наследия. Адрес: г. Смоленск, ул. Соборный двор, д. 5.

В настоящее время объявлен конкурс на разработку проектной документации для последующей реставрации Успенского собора Смоленска и приспособления здания к современному использованию.

В состав проекта войдет полный комплекс реставрационных работ и инженерных изысканий, в том числе по храмовой территории. Учитывая, что особую ценность объекта представляет монументальная живопись, будет проведено комплексное обследование фресок с разработкой методики их реставрации.

История

Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноименного собора XII века.

В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.

Древний архитектурный ансамбль на Соборной горе сложился к 40-м годам XII века. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 1960-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта.

До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.

Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.

Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

После возвращения Смоленска Москве была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.

Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства четвертую стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ.

В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры для окончания строительства собора. Автором проекта достройки считается архитектор Антон Иванович Шедель.

Собор был возведен и увенчан семью главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, установлен иконостас.

13 августа 1740 года собор был освящен. Но очень скоро обнаружилась непрочность здания – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11 900 рублей, кроме того сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано пять. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.

В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

Святыни:

– Смоленская икона Божией Матери Одигитрия. Главная святыня собора. К ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у образа. Икона находится у правого опорного столба храма;

— плащаница «Положение во гроб» из мастерских Ефросинии Старицкой (1561). Расположена у левого опорного столба;

— Казанская икона Богородицы, вынесенная в левый придел из алтаря после мироточения 22 ноября 1991 г.;

— икона преподобного Серафима Саровского. Стала особенно почитаема после мироточения 14-15 марта 1994 г.;

— большое деревянное Распятие в правой части храма, его роспись приписывается В. Васнецову;

— пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.

Контактная информация

Отдел реставрации и ремонта

Инасаридзе Екатерина Геннадьевна
icon-call 8 (495) 637 47 37 доб. 262
icon-email fhu.inasaridze@patriarchia.ru

Документация

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637 47 37

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru