3 января, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви епископ Наро-Фоминский Парамон, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы, возглавил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира в Митине.
Этот храм временный. Возведен на месте будущего строительства каменной церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На приходе силами общины также возведен приходской дом.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Спасского церковного округа иерей Игорь Константинов, настоятель храма иерей Стахий Колотвин, клирики храма.
По окончании богослужения настоятель храма иерей Стахий Колотвин поблагодарил епископа Парамона за архипастырское богослужение. В свою очередь владыка выразил благодарность настоятелю за теплые слова приветствия, поздравил прихожан с воскресным днем и обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом:
— В тропаре предпразднству Рождества Христова поется: «Готовися, Вифлееме…» Действительно, вся земля готовится к тому, чтобы снова пережить то событие, которое произошло более двух тысяч лет назад. Это событие изменило мир и продолжает изменять нас каждый раз, когда мы становимся причастниками той жизни, которую принес Спаситель на землю. Рождество Христа разделило мир на «до» и «после».
Словами этого тропаря Церковь призывает своих верных чад готовиться к встрече Господа.
В это воскресенье Церковь празднует память святых отцов. Святые отцы, жившие до Рождества Христова и приуготовлявшие пришествие Господа во плоти, жили надеждой и терпением. Мы же сейчас живем верой, надеждой и любовью, поскольку Господь уже все, что необходимо для спасения человека, принес на землю. И, если и мы терпим, то только от того, что сами грешим. Когда мы касаемся благодати Божией через таинства и добродетельную жизнь, то наше сердце испытывает необычайную радость, необычайное переживание любви в Боге. Человек, который старается жить во Христе, жить по заповедям Божиим, переживать тот опыт, который приносит в наше сердце благодать Божия, преображает вокруг себя мир, делает его не таким злым, не таким агрессивным. Это замечают люди, живущие в Боге.
Христос родился в пещере, где находился скот, однако это место, в духовном смысле, оказалось самым чистым на земле. Обратив свой взор на вертеп, в котором родился Младенец Христос, на ясли, в которых Он возлежал, постараемся приготовить свое сердце к принятию Рожденного Спасителя в мире, любви и радости, — заключил архипастырь.
***
Главный архитектор проекта храмового комплекса — кандидат архитектуры Зусик Александр Иванович. Ведущий архитектор Литвинов Иннокентий Максимович. При участии архитектора Пономаренко Сергея Ильича.
Архитектурные решения
«Храм Крестовоздвиженский, — подчеркивает Александр Иванович Зусик, — и нам хотелось найти образное решение, соответствующее этой теме. Прототипом образного решения храмового комплекса послужили архитектурные формы русских церквей ХVI-XVII веков, отличающиеся особенным богатством и красотой. Храм решен пятиглавым с шатровым венчанием, позволяющим достигнуть пирамидальности общей массы здания, его устремленности в небо. Использование в композиции храма шатрового пятиглавия создаст максимально живописный силуэт храмового комплекса и сделает его главной градостроительной доминантой окружающей застройки. Ярусность, ступенчатость основной массы здания храма олицетворяет холм-Голгофу, над которой воздвигнут Крест Господень. Этот композиционный прием подчеркнут ярусностью кровли, в плане имеющую форму креста. Основной объем здания храма покоится на стилобате и опоясан террасой – гульбищем для проведения крестного хода. Стилобат соединяет храм со зданием воскресной школы».
Перекрытие зала храма решено без опор — единым пространством, которое охватывают две пары арок, пересекающихся между собой в зените свода и несущих центральный восьмиугольный шатер храма. В каждой грани у его основания располагаются окна, которые призваны освящать центральное пространство храма. Световые потоки будут попадать в зал храма так же через окна восьмериков малых шатров. Свет из двух малых шатров направлен на иконостас и солею. Получается достаточно необычный и декоративный интерьер.
Планировочные решения
Архитекторы соединили здания храма и воскресной школы, увенчанной колокольней, единым стилобатом. На нем покоится храм: паперть, молельный зал, алтарь. В стилобате размещены крестильня, трапезная, помещения универсального зала и т.п.
По проекту создан многофункциональный храмовый комплекс, в котором с удобством разместятся и классы воскресной школы, и помещения для развития социальной деятельности, работы с молодежью, и др. Таким образом, строение отвечает всем современным требованием центра православной культуры.