Слово митрополита Марка 5 мая в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Фирюлевка Михайловского района Рязанской области:
– Человеческая история, дорогие братья и сестры, — это в значительной степени борьба! Борьба одних сил с другими. Многие войны были связаны с тем, что один народ порабощал другой, и тот, кто был порабощен, стремился сбросить с себя ярмо несвободы. Это касается и нашей Родины, которую на протяжении истории не раз пытались поработить, но, в конце концов, она всегда сбрасывала с себя иго иноземных захватчиков.
В советское время нам твердили о том, что вся борьба, которая была прежде, до революции, – фальшивая. А вот настоящая история – это борьба рабочего класса за свое освобождение. Учили, что после Октябрьского переворота трудящиеся освободились от эксплуатации правящего класса и вот-вот заживут прекрасной райской жизнью здесь, на земле.
Этот человеческий эксперимент повторил судьбу многих своих предшественников и закончился плачевно. Принцип «свободы от эксплуатации» быстро изжил себя. О чем это говорит? Что стремления к такой свободе являются не более чем иллюзией!
Конечно, нужны основные свободы, чтобы народ мог говорить на своем языке, исповедовать свою религию, следовать своим традициям. Но если углубиться в мирское понимание такой категории, как свобода, то окажется, что свобода – это в значительной мере призрак… Люди стремятся к свободе, борются за нее, но на самом деле путь к ней гораздо короче, чем мы можем себе представить.
Путь к свободе – это путь ко Христу, к Истине! И нет другого пути к освобождению человека.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали об этом, слышали слова Спасителя, Который говорил, что всякий творящий грех является рабом греха. И если человек хочет быть свободным, свободным по-настоящему, то он должен прийти ко Христу и освободиться от своих грехов.
Если мы посмотрим на свою жизнь, то увидим, что порой действительно являемся рабами рутины, своих страстей, греховных наклонностей и привычек. Кто-то не может начать свой день без сигареты. Кто-то не может прожить день, не развеселив себя порцией спиртных напитков. И таких примеров множество!
О чем это говорит? Человек сам себя порабощает, сам себя закрывает в мрачную и смрадную темницу греха! И лишь Христос Спаситель, если мы искренне к Нему обращаемся и к Нему стремимся, может дать нам свободу и избавить от страстей. Он развязывает наши узы и ведет нас к свету.
Поэтому всякий раз, размышляя о том, что такое свобода и как ее можно достигнуть, нужно, прежде всего, вспоминать евангельские слова.
Указанный в Писании путь к свободе, с одной в стороны, такой близкий и ясный, с другой — оказывается очень трудным. Борьба с грехом – это подвиг всей жизни!
Казалось бы, к примеру, нужно побороть только малую слабость, только небольшую привычку и незначительный грех, а сколько на это требуется сил и терпения!
Но у нас нет иного пути, если мы хотим свободы, если хотим быть людьми не скотоподобными, а Богоподобными.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, стремиться не к иллюзиям, а к этой подлинной свободе во Христе!