Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

10 Декабря 2016 г.

Русская традиция и мудрость Православного Востока

28 ноября в Успенском Вышенском монастыре под председательством митрополита Рязанского и Михайловского Марка прошли X Юбилейные Феофановские чтения.

Перед началом форума Владыка Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, епископа Скопинского и Шацкого Матфея и духовенства митрополии совершил Божественную литургию в Казанском соборе. В этом соборе монастыря находятся чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и рака с мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского. Участники Чтений смогли помолиться перед этими святынями и испросить небесной помощи и предстательства во всех благих делах.

Открывая конференцию, митрополит Марк сказал:

— Приветствую всех на Юбилейных чтениях, посвященных личности и наследию святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Изучая жизнь этого удивительного подвижника и богослова, его труды, невольно задаешься вопросом: а что повлияло на формирование этой личности?..

Каждый человек живет в определенной культурной и духовной среде, в определенный исторический момент. И все эти внешние обстоятельства оказывают серьезное влияние на формирование его личности, на все стороны жизни, на религиозность и духовное развитие.

Сравнивая нашу русскую духовную традицию с традициями церковной жизни других стран, мы часто рассуждаем о сильных и слабых сторонах иных обычаев. Порой знакомство с богослужебными особенностями разных Православных Церквей вызывает вопросы и недоумения.

В этой связи вспоминаю случай: как-то приехал один иеромонах из России на Святую Землю, и там ему довелось принимать участие в богослужении в Храме Гроба Господня. Когда он увидел, что совершаемая служба отличается от нашей привычной традиции, он, пребывая в большом удивлении, в простоте душевной воскликнул: «А Бог их литургию-то принимает?!»

Размышляя о том, как происходило формирование личности Феофана Затворника, мы в первую очередь должны помнить, что он с молоком матери впитал веру и православные традиции своего народа, был плотью от плоти нашей Русской Православной Церкви. И вместе с тем воспринял мудрость Православного Востока. В возрасте 32 лет будущий святитель, к тому времени уже окончивший Киевскую духовную академию и плодотворно проработавший в течение шести лет на должностях ректора, инспектора и преподавателя духовных учебных заведений, был назначен членом только создаваемой тогда Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Там он трудился семь лет. Позже некоторое время совершал пастырское служение в должности настоятеля Посольской церкви в Константинополе.

За годы пребывания на Православном Востоке святитель Феофан овладел греческим языком, достаточно хорошо – еврейским и арабским, что позволило ему изучать письменные памятники прошлых веков в оригинале. Святитель много трудился в библиотеках, отыскивая древние рукописи, знакомился с богослужебными традициями, существующими в других Поместных Православных Церквях, изучал иконопись, живопись и многое другое.

Если бы не было этого опыта, не было бы этих лет служения в Иерусалиме, то вряд ли бы личность Вышенского Затворника сформировалась именно такой, какой мы ее знаем. Потому, читая жизнеописание святителя Феофана, изумляясь глубине его веры и познаний, нужно помнить о том, что в сердце смиренного и мудрого Вышенского Затворника любовь к родной традиции была обогащена знанием и пониманием традиций других Церквей, мудростью Православного Востока.

Святитель Феофан — пример для нас. И не только в своей вере, в своем смирении, любви к Богу и ближним, но и в стремлении к познанию, в умении понимать и видеть истинное и ценное в традициях других православных народов. Нам, дорогие братья и сестры, также следует любить свою родную духовную традицию и, оставаясь ей верным, стараться пополнять свои знания об основах Православного вероучения мудростью, накопленной веками в других Церквах.

Благодарю Вас за внимание и надеюсь, что Чтения, которые мы сейчас открыли в Вышенском Успенском монастыре, где жил и трудился святитель Феофан Затворник, станут для нас возможностью лучше узнать его личность и понять то богатое духовное наследие, которое он нам оставил в своих трудах.

***

В работе Чтений приняли участие четыре архиерея Русской Православной Церкви: митрополит Рязанский и Михайловский Марк, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, епископ Скопинский и Шацкий Матфей, епископ Череповецкий и Белоозерский Флавиан. Со стороны светского регионального руководства прибыли: первый заместитель Председателя правительства Рязанской области С.А. Самохин, заместитель главы администрации Тамбовской области С.А. Чеботарев, глава Шацкого района А.М. Нечушкин, начальник Управления образования Шацкого района Е.Е. Осина и др. Большое внимание к научной конференции проявила учащаяся молодежь Рязанской области, на Чтения приехали студенты Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Рязанской православной духовной семинарии, Рязанского епархиального женского духовного училища, Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я Кикотя, учащиеся Православной гимназии имени святителя Василия Рязанского, школьники Важновской и Казачинской средних школ и др.

В адрес Участников и гостей Феофановских чтений поступил Приветственный адрес от Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе, руководителя Рабочей группы при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений А.Д. Беглова.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru