В Рязани, в конференц-зале храма праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Рязанский и Михайловский Марк вновь встретился со своими слушателями, продолжив цикл бесед, посвященных Символу веры. Многие из участников уже зарекомендовали себя как люди образованные, интересующиеся, желающие развиваться и изучать основы своей веры.
***
Открывая третий семинар, Владыка решил освежить в памяти своих подопечных знания, полученные на прошлых встречах. Последний разговор завершился на словах Символа веры «Имже вся быша».
«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» — продолжил чтение Символа веры один из участников.
Зачастую в нашей речи, желая точнее и ярче выразить свою идею, мы о самом главном говорим либо в начале, либо в конце предложения. В данном случае основная мысль заявлена в начале: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес».
Бог велик, вечен, Он – Вседержитель. Как же стало возможным Воплощение Бога-Слова?
Бог-Слово существовал прежде всех век, вечно, и Он единосущен Отцу. Но однажды Бог-Слово сошел с Небес и стал Человеком. И это чудо свершилось – «нас ради человек и нашего ради спасения».
У греков и римлян существовали как бы параллельно два мира: богов (в случае с греческим пантеоном – богов, которые жили на Олимпе) и людей. Боги жили в своем замкнутом мире. Они были самодостаточны и не стремились как-то помочь, «скрасить» человеческое существование.
Помните, что стало с Прометеем, который попытался облегчить жизнь людям. Он принес на землю огонь, и за это боги вместо благодарности приковали его к скале и ко всему прочему приставили мучителя-орла, который постоянно поедал печень Прометея. Вот такое вечное наказание изобрели боги для своего собрата за то, что он посмел вмешаться в историю человечества.
Если попробовать оценить все религии, с точки зрения отношения бога или богов к человеческому миру, то мы увидим: в языческих религиях боги ничего не делали для человечества.
В индуизме, например, жизнь людей, жизнь мира – это игра богов. То есть боги играют в людей, как в некие игрушки. Точно так, как в детстве мы сами играли: мальчики – в солдатиков, девочки – в куклы.
Язычество: из человека – в бога, но не наоборот
В истории Греции и Рима мы знаем немало случаев, когда императоры или «славные» люди обожествлялись. Поклонение императорам становилось актом и религиозным, и политическим. То есть в сознании народа было вполне возможно «движение вверх» — «из человека в бога».
Но чтобы Бог мог стать человеком – это совершенно немыслимо как в язычестве, так и в других религиях.
История спасения человеческого рода
В Символе же веры мы слышим совсем иные, удивительные слова о том, что Бог-Слово начинает путь в этом мире как Спаситель, Который приходит не как-то абстрактно, но чтобы спасти заблудших, погибающих людей.
А потому все то, что происходило в Ветхом Завете, как и то, что затем совершается в Новом — и доныне, можно назвать историей спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти.
Но что значит: «сошел с Небес»? В древние времена были разные представления об этом факте: например, некоторые утверждали, что воплощение Спасителя было кажущимся, ненастоящим и так далее.
Но Символ веры четко и ясно говорит, что Бог, во-первых, сошел с Небес, и во-вторых, что Он облекся плотью. И уже окончательную точку в этой цепочке ставит слово «вочеловечшася». И именно это утверждение стало самым настоящим вызовом. Апостол Павел говорил о том, что христианское учение «для иудеев соблазн, для эллинов – безумие». Потому что, с точки зрения строгого монотеизма, с точки зрения иудаизма, воплощение, вочеловечение Бога – немыслимо! Как и для эллинов, чьи боги живут в обособленном мире и совершенно равнодушны к судьбам людей.
Катафатическое и апофатическое богословие
Если говорить о Богопознании, то существует два подхода: «катафатический» и «апофатический».
Поскольку никто из слушателей не смог точно охарактеризовать смысл этих понятий, Владыка разъяснил: «Катафатическое богословие – это богословие, которое говорит о Боге в понятиях, близких и понятных человеку. Бог – это любовь, Бог – это справедливость, милосердие и так далее. А апофатическое богословие путем отрицания подчеркивает несоизмеримость, величие Бога по сравнению с тварным миром: Бог не милосерд, поскольку Он выше всякого милосердия. Бог – это не справедливость, потому что Он выше всякой справедливости, и так далее. То есть это богословие предлагает нам путь познания Бога через отрицание».
«и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»
Когда говорится о вечеловечении Спасителя, то совершенно конкретно утверждается, каким образом это произошло. В воплощении Бога в Человека принимали участие люди. То есть не просто Бог стал Человеком. Но Бог стал Человеком при помощи человека. Как это произошло?
Человечество смогло породить самое чистое создание, самое чистое творение – Деву Марию, которая на путях святости обрела благоволение Божие и стала Матерью невместимого Бога. Она родила Ребенка, но не обычным, естественным образом через общение с мужским полом, а от Духа Святого.
О евангельских событиях Благовещения напомнили слушательницы Елена и Людмила. Они привели слова Девы Марии, произнесенные в ответ на весть о рождении от Нее Спасителя: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
И эта важнейшая деталь евангельского повествования выявляет универсальный закон: Бог никогда нам ничего не навязывает. Бог не насилует человеческую волю, даже когда речь идет о спасении всего человеческого рода. В Символе веры мы видим, во-первых, непорочность рождения Спасителя, а во-вторых – соработничество Божественной воли с человеческой свободой.
Продолжение следует…