В нашем мире, наверное, нет радости большей, чем появление нового человека на свет, чем рождение новой жизни. И нет печали горшей, чем от утраты близкого и дорогого нам человека, от осознания того, что близкий и дорогой нам человек переступил порог вечности, навсегда оставив нас и этот бренный мир.
И вместе с тем, в Церкви мы сегодня отмечаем как радостное событие праздник, посвященный кончине Божией Матери. Наверное, до конца наших дней так и останется для нас неизъяснимой тайной – почему смерть может восприниматься как праздник? Это явление всегда будет казаться людям неким внутренним противоречием, несовместимостью, присущей нашему земному миру: смерть и радость, печаль и торжество…
Если мы посмотрим на земной путь человека, с точки зрения исторической перспективы, то нам, конечно же, станет ясно, что у любой человеческой жизни, которая имеет свое начало, должен быть и конец, ее логическое завершение. И без этого личность не получит своей законченности и полноты. На исторических примерах мы видим, как жизнь человека порой кардинально менялась в последние годы и даже минуты.
Итак. В свете вечности жизнь без кончины – как незаконченная картина, на полотно которой забыли положить завершающие важные мазки. И лишь после того, как человек завершит свое земное странствование, переступит грань, отделяющую мир земной от небесного, его личность обретает законченность. Можно сказать, только после этого личность человека сформировалась для вечности.
И от того, дорогие братья и сестры, какой будет конечная картина жизни человека, будет зависеть и посмертная участь каждого из нас. Жизнь некоторых людей и их кончина внушает нам страх и ужас, жизнь других – сожаление о том, что она была загублена, о том, что не были реализованы выдающиеся способности.
И в то же время мы прославляем героев, чествуем мучеников, которые в последний момент своей жизни совершили рывок в вечность, к Небесному Отечеству.
Пресвятая Богородица являет Собой исключение, потому что Она еще при жизни была причастна бытию в настолько высоком смысле этого слова, в каком оно недоступно любому живущему на земле. И окончание Ее земной жизни, мирное, тихое Успение стало логическим завершением всего Ее подвижнического пути.
Мы прославляем сегодня Деву Марию, поистине радуемся Ее Успению и молим Бога, чтобы Он и всем живущим в ограде Церкви давал тихое, мирное успение, которое не отдаляло бы человека от Бога, но приближало бы к подлинной вечной жизни.
Успенский собор Рязанского Кремля,
28 августа 2018 года
Читайте также: