Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

13 Мая 2017 г.

Свобода – это не данность, а задание! День рождения храма преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Покровском-Стрешневе

unspecified-5

13 мая Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

История храма, настоятелем которого является митрополит Марк, символична. В 2009 году, 1 ноября, в день рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе (парк на Северо-Западе Москвы) был обнаружен фундамент старинного храма. Попечение о возрождении утраченной святыни взял на себя российский ученый в области воздушно-космической сферы, Лауреат премии Правительства в области науки и техники, доктор технических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, предприниматель, общественный деятель и благотворитель Игорь Рауфович Ашурбейли. Менее чем через три года на старом фундаменте был выстроен новый храм. 13 мая 2012 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополит Марк, будучи тогда управляющим Северо-Западным и Северным викариатствами Московской епархии, в присутствии Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина и ктитора храма Игоря Ашурбейли совершил чин освящения.

С первых дней община активно развивает миссионерское и социальное служение. Вот уже пять лет прихожане храма ежегодно совершают паломнические поездки по местам скорбного посмертного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

На приходе также продолжаются строительные работы. Воздвигаются новые здания, благоустраивается территория.

***

Сегодня верующие торжественно отметили 5-летие со дня рождения своего храма. По традиции был совершен крестный ход. А затем митрополит Марк освятил небольшое здание для собраний, Крещений и отпеваний. «Совершенно уникальная идея, — сказал Владыка Марк после чина освящения. – Прекрасный художник. Росписи поистине великолепны! И уникальны святыни, хранящиеся в этом месте. Здесь покоятся частицы мощей святых апостолов!»

***

Обращаясь к народу со словом назидания, архипастырь уделил особое внимание теме «свободы» в понимании современного человека:

— Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры! Сегодня мы часто слышим слово «свобода». Слово, которое является «вожделенным» для нашей молодежи. Слово, которое призвано определять возможности самовыражения человека в его мыслях, чувствах и поступках.

При этом слово «свобода» употребляется в самых разных значениях и несет в себе многообразие смыслов.

Около 150 лет назад, в 1861 году, в России было отменено крепостное право. До этого исторически, законодательно один человек подчинялся другому, просто «по праву» происхождения, «по праву» рождения. Если такое бесправное положение можно вообще называть «правом». Многие века в самых разных государствах, империях, культурах одни люди были рабами других. Это разделение на рабов и свободных характерно для большей части человеческой истории.

И вот, наконец, сегодня, в XXI веке, казалось бы, человечество избавилось от подобной несправедливости. И нет у нас крепостных, и нет у нас рабов. Но давайте зададим себе вопрос: так ли это? Свободны ли люди?.. Именно об этом речь шла в сегодняшнем Евангельском чтении.

Апостол-евангелист Иоанн Богослов, брат ныне празднуемого апостола Иакова Зеведеева, передает в своем Евангелии беседу Иисуса Христа с фарисеями, в которой Господь говорит о свободе и о важных условиях обретения настоящей свободы. Книжники и фарисеи возражают Спасителю: «Мы – и так люди свободные. Мы не являемся людьми незаконнорожденными. Потому свобода – это то, что присуще нам по праву рождения, по праву происхождения»*1.

Господь же утверждает совсем иной принцип, совсем иное представление о содержании этого понятия. Принцип, который книжники не понимают. О чем же говорит Господь? О какой свободе?

Господь говорит о свободе внутренней. Свободе, которая является уделом весьма и весьма немногих людей.

Сколько бы мы ни говорили сегодня о том, что мы «люди свободные», о том, что мы «свободны» выбирать свой путь, на самом деле большинство из нас являются невольниками. Причем невольниками не тех или иных людей, а невольниками своих страстей. Если мы вспомним времена крепостного права, то тогда у крепостного крестьянина был один господин, один хозяин, которому он был вынужден подчиняться «по праву» рождения и происхождения. Сегодня же люди подчинены сразу нескольким господам. И господа эти – страсти, которые нами владеют.

Зачастую человек подчиняется сразу двум или нескольким страстям. Кто-то служит сребролюбию и винопитию, кто-то гневу и гордости и так далее. И все эти страсти и определяют поведение человека, при кажущейся свободе выбора.

Посмотрим же на свое поведение, дорогие братья и сестры! Понаблюдаем за собой! Зададим себе вопрос: свободен ли наш выбор? Так ли свободно распоряжаемся мы собой, своим временем, своим досугом, своими талантами, своими способностями?.. Чаще всего люди в своем выборе поддаются сильнейшему влиянию страсти. Именно страсти чаще всего двигают людьми. И люди, как и 100, и 1000 лет назад, остаются обычными невольниками своих пороков.

Как же освободиться от них? Стать поистине свободными? Господь дает нам «рецепт». «И познаете Истину, — говорит Он. — И Истина освободит вас». Но и тут приходится оговориться. Ведь люди часто полагают, что кто-то, а они-то владеют истиной. И притом у каждого эта истина своя. Между тем, с точки зрения Евангелия, с точки зрения верующего человека, Истина – одна! Истина заключается в том, что Иисус Христос есть «Пусть, и Истина, и Жизнь». Иисус Христос освободил нас от греха, Своей Кровью, Своим Воскресением искупил грехи всего человечества и дал нам возможность быть свободными. И если мы пребываем в Истине, если мы полностью доверяемся Иисусу Христу как Кормчему, ведущему наш Церковный Корабль, то, конечно, тогда Господь освободит нас. И постепенно зависимость от страстей, определяющих нашу жизнь и угнетающих, стесняющих нашу свободу, будет ослаблена. И только тогда мы по-настоящему сможем стать свободными.

Итак. Свобода – это не данность! Это задание, задача, которую человек должен ставить перед собой. Задача, которую Господь ставит перед нами. Господь призывает нас: Хочешь быть свободным? Последуй за Мной. Будь в Моей Истине. И только тогда ты сможешь получить свободу!

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы в нашей душе слово «свобода» было связано не только с внешними атрибутами, но с самым глубинным нашим состоянием, с тем, что определяет наше поведение, что ведет нас по жизни. Дай нам Бог пребывания со Христом, пребывания во Христе, пребывания в Истине, пребывания в свободе!

Христос Воскресе!

 

***

Фоторепортаж с праздничного богослужения смотрите на нашем сайте немного позднее.

 

*1 Евангелие от Иоанна. Глава 8.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

   

Адрес: 119002, М. Власьевский пер.,

д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637-47-37

Факс: 8 (495) 697-91-97