Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

23 Декабря 2017 г.

Тесными вратами

23 декабря в главном приделе храма Преображения Господня в Рязани (Спас-на-Яру) митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил чин освящения нового престола и Божественную литургию.

Существующая ныне каменная церковь с пятью главками и шатровой колокольней была возведена в 1695 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревенским. В 1935 году храм закрыли. Здание долгое время находилось в пользовании морской школы ДОСААФ. В 1995 году храм возвратили Церкви и в нем были начаты реставрационные работы. А совсем недавно было принято решение обновить престол.

Освящение нового престола митрополит Марк назвал важным событием в жизни прихода и всего города: «Дай Господь, чтобы на этом вновь освященном престоле совершались богослужения, приносилась бескровная Жертва, и люди, спасаясь, шли тесным путем к вратам Царства Небесного!»

img14965695645705 4689154_large

Образ «тесного пути», «тесных врат» стал центральным в архипастырском наставлении, с которым Владыка обратился к верующим по завершении Божественной литургии:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Один из главных вопросов, дорогие братья и сестры, который задает себе верующий человек, и о котором постоянно говорит Церковь, – это вопрос о том, как спастись. Именно этот вопрос был задан однажды и Господу нашему Иисусу Христу. Один человек спросил у Христа: «Господи, неужели мало спасающихся?»

Однако Господь не дал прямого ответа. Он не сказал, что спасающихся много, чтобы тем самым не дать людям тщетную надежду и не привести их в состояние расслабления. С другой стороны, Господь не сказал и о том, что спасающихся людей мало, чтобы этими словами не привести своих слушателей в уныние. Вместо этого Господь преподал окружающим назидание. Он призвал народ входить в Царство Небесное тесным путем, потому что тот, кто выбирает широкий путь, может не найти входа и пройти мимо.

Как же воспринимать эти слова? Вспоминаю, как однажды в храме в Москве, где я являюсь настоятелем, был ремонт, и ведущая к храму маленькая калиточка, которая по будням всегда стояла гостеприимно распахнутой, теперь была закрыта. Оставались открытыми широкие ворота. И одна женщина сказала: «Я не хочу входить широкими вратами! Откройте мне узкую калиточку!» Вот так буквально порой люди понимают слова Евангелия…

Конечно, Евангельские слова нужно понимать не так. Входить тесными вратами, тесным путем совсем не означает входить в храмовую ограду через узкую калитку. Тесные врата не нужно воспринимать буквально. На самом деле «тесные врата» — это образ нашей жизни!

Когда мы стараемся сделать так, чтобы все было «по-нашему», все было нам удобно, как сейчас говорят – комфортно, это верный признак того, что мы идем широким путем или активно движемся в сторону этого пути. Следуя по этой дороге, мы стараемся избегать скорбей и трудностей, делая все необходимое, чтобы нашему телу было удобно и приятно.

Тесный же путь – это путь, на котором человек постоянно себя утесняет, когда вместо того, чтобы поступать по своей воле, он стремится исполнять волю Божию, стараясь сделать так, как удобно не ему, а ближнему. И вместо того, чтобы использовать любую возможность отдохнуть или расслабиться, человек употребляет это время на труд и молитву. Путь утеснения себя, когда человек себя смиряет, и есть тот самый тесный и узкий путь, который ведет в Небесное Царство. Именно этим путем Господь и призывает нас шествовать. Потому что путь широкий ведет к духовной расслабленности, когда человек видит свою главную заботу в удовлетворении потребностей тела. А его бессмертная душа тем временем остается в небрежении…

Наоборот, когда мы утесняем свое тело, смиряем и ставим на последнее место свое «я», тогда душа находится в состоянии бодрости, постоянно обращается к своему Спасителю, молясь и прося Его о милости и спасении.

Таким путем шествовали многие святые, и, в том числе, святитель Иоасаф Белгородский, великий молитвенник Русской земли, память которого мы сегодня отмечаем.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, иметь в своей жизни именно такой вектор движения – стремиться угождать не себе, а своему ближнему, не поступать, руководствуясь принципом «как моей душеньке угодно», но стараться себя смирять, идти по жизни путем утеснения себя, путем притеснения своего тела. Словом, жить так, чтобы обрести духовную свободу, чтобы наша душа не оказалась бы притянута к земле тяжестью нашего холеного тела.

Аминь.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru