Меню
11 Мая 2020 г.

В 2020 году планируется приступить к реставрации храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве г. Москвы

Об этом сообщила начальник Отдела реставрации и ремонта Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви Екатерина Геннадьевна Инасаридзе.

Объект культурного наследия федерального значения «Церковь Троицкая, 1644 г.» расположена по адресу: ул. Мосфильмовская, д. 18А.

В 2020 году запланированы следующие работы: реставрация кирпичной кладки фасадов основного объема храма, реставрация завершений храма (шатер, глава, крест), а также реставрация кирпичной кладки фасадов первого яруса колокольни и белокаменного архитектурного декора, реставрация белокаменных площадок и ступеней входной группы колокольни, замена столярных оконных и дверных заполнений, ремонт металлических решеток.

Все работы будут финансироваться по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. Благодаря средствам, выделенным из городского бюджета, в 2019 году была произведена реставрация кирпичной кладки фасадов колокольни, включая элементы белокаменного декора, замена окрытия выступающих частей, ремонт кровли (шатра) и завершения колокольни, реставрация металлического ограждения яруса звона, воссоздание окон.

Техническим надзором выступала НП «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии».

История храма

Первые упоминания о Голенищеве восходят к XIV веку и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. По сказанию летописца святителя Алекcия (1354–1378 гг.), на Голенищевской земле (около теперешней Троице-Голенищевской церкви) был сад, и подле сада, без сомнения, стояли клети и кельи.

Преемник святителя Алекcия по вcероccийcкой митрополичьей кафедре — святитель Киприан — особенно полюбил Голенищево. Он избрал для своего пребывания место при впадении речки Раменки в р. Cетyнь. Известие о том, что именно тут жил митрополит Киприан, содержится в «Степенной книге царского родословия»: «Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, идеже есть церковь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, епископы и попы ставляше, иде же и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца Митрополита всея Руси [Петра] житие написа».

Святитель Киприан занимался здесь переводом церковных книг (в том числе, и Кормчей) с греческого языка на славянский, положил основание Степенной Книге и написал житие своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского: «книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей» (т. е. суеты и шума городской жизни). А на старости лет святитель Киприан постоянно уже жил здесь «и тамо же и разболевcя лежаше несколько дний и преставися» 16 сентября 1406 года «в старости велице», на 30-м году своего святительства. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая (9 июня) 1472 года.

Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трех Святителей была, по всей вероятности, деревянной.

От святителя Киприана Голенищево перешло к его преемникам; имел здесь пребывание, конечно, и святитель Иона, митрополит Московский (1449–1461 гг.). Память о нем так утвердилась в Голенищеве, что в 1644 г. при построении каменной Троице-Голенищевской церкви был при ней устроен придел во имя этого святителя. Источник в овраге близ нынешнего храма сохранил имя Ионинского. До XX века дожил «Ионинский дуб», по преданию посаженный святым митрополитом, — и был спилен в годы Великой Отечественной войны на дрова.

Теперешнее — Новое-Голенищево — явилось лет через 70 после кончины свт. Киприана. «Въ лето 6782 (1474), – читаем в летописи, – преосвященный Геронтий, митрополитъ всея Руси внизъ по реке Сетуни, на той же Голенищевской земле, у Алекcеева Чюдотворцева сада церковь поставилъ Иванна Богослова и дворъ срядилъ и съ теремы и съ погребы и съ ледники и съ всемъ устроилъ».

Когда именно была Иоанно-Богословская церковь заменена Троицкою – точно указать нельзя, но к 1627 году эта последняя церковь уже существовала с приделом во имя святителя Леонтия Ростовского и Голенищево называлось уже Троицким-Голенищевым.

В 1644 году деревянная Троицкая церковь была заменена каменной, с приделами. Известно имя зодчего – Антипа Константинов. Тогда же близ нее был построен и каменный патриарший двор. При этой постройке придел во имя святителя Леонтия Ростовского был уничтожен, и церковь была устроена трехпрестольная: главный храм — во имя Святой Троицы, а два боковых придела – во имя мученика Агапия и святителя Ионы, митрополита Московского.

Кирпич на постройку нового храма и патриаршего дома был местного производства, поскольку окрестности были богаты глиной. К селу Голенищеву патриархом Филаретом были приписаны три устроенные у Воробьевых круч печи для выделки кирпича.

Патриарх Иосиф, при котором была построена Троицкая церковь, часто посещал Голенищево. В 1649 году «в селе Троицком Государь Алексей Михайлович изволил кушать у патриарха Иосифа». Царь и охотился в Голенищеве; 11 июня 1650 года он писал начальнику своей охоты: «А в Голенищеве приказать бы вам прикащику Патриархову, чтобы берегли орликов и всяких птиц».

Посещали Голенищево патриархи Никон, Иоасаф; часто бывали здесь патриарх Иоаким и последний патриарх досинодального периода, Адриан.

С западной стороны близ церкви стоял патриарший дом, перестроенный, вероятно, в конце XVI века; его устройство подробно запечатлено в описи 1701 года. После красного крыльца и сеней располагались палаты: скатертная, дворянская, певческая, палата посельского старосты (домоправителя), казенная палата; далее лестница вела на второй этаж, где располагались жилые патриаршие хоромы с сенями, столовой и крестовой палатами, кельей патриарха и задним крыльцом; еще выше был терем – верхний покой — с моленным углом и верхней местной кельей, а еще выше – самый верхний чердак. Из одного этого перечисления, а тем более из подробной описи видно, что строение было весьма основательным. Возле патриаршего дворца стояли приказчичья изба с сенями и теремом наверху, хлебная, поварня, а за ними — баня и длинный сарай, простиравшийся до задних ворот двора, у которых находились конюшня и денник.

На дворцовом дворе были также сушило и погреб, а за каменной оградой — два патриарших сада с яблонями, грушами, вишнями, красной смородиной; далее простирались патриаршие пруды с рыбой.

С упразднением патриаршества по смерти последнего патриарха Адриана Троицкое-Голенищево с церковью и патриаршим домом поступило в государственное ведомство синодального правления. Лишь на очень короткое время это село было пожаловано императором Петром II его любимцу князю Ивану Алексеевичу Долгорукову (указом от 13 декабря 1729 года село «жаловалось в вечное владение», но 19 января 1730 года скончался император, после чего все жалованные им имения были отобраны — в том числе и Голенищево, поступившее во владение Коллегии Экономии; князь Иван Долгоруков был сослан).

В 1711 и 1728 гг. по распоряжению Синодального Дворцового Приказа храм покрывали новым тесом.

Патриарший дворец просуществовал до 80-х годов XVIII века, причем в таком же виде, как и в начале этого века. Последнее упоминание о нем относится к периоду моровой язвы в Москве в 1770–1772 гг., когда во дворце был устроен карантин для «сумнительных людей, кои в одном покое с зараженными жили», но не были больны (заболевавших же срочно отправляли в больницу). Сюда же помещали осиротевших детей, родителей которых унесла эпидемия, а вместе с ними и всяких нищих и бездомных.

К началу XIX века дворец без ухода окончательно развалился, и от него не осталось и следа.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь сильно пострадала от неприятеля, была выжжена изнутри, Агапиевский придел обращен в конюшню. По счастью, основная часть икон к тому времени находилась на поновлении у иконописца и потому уцелела. Агапиевский придел был переосвящен уже в декабре 1812 года, а Троицкий храм и Ионинский придел — в 1815 году.

Все холодное время года, то есть большую его часть, службы велись в Агапиевском приделе, поскольку только он отапливался и служил «зимним храмом» (главный храм и Ионинский придел не отапливались). Поэтому возникла необходимость расширить этот придел и его притвор, что и было сделано в 1860 году, причем смежная с прежней западной стеной Агапиевского придела шатровая колокольня была сломана и поставлена заново напротив западных врат храма, по центру. Пространство между вновь выстроенной колокольней и папертью-гульбищем храма было соединено крытым коридором.

В 1899 году было устроено духовое отопление уже для всей церкви (а не только Агапиевского придела).

Церковь закрыли в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съемок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.

В церкви Троицы Живоначальной на Воробьевых горах, не закрытой в то время, был устроен отдельный престол Агапия и Ионы, куда перенесли антиминсы приделов голенищевской церкви. В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме производился прием макулатуры и стеклотары.

В 1970-х годах храм был отреставрирован.

В 1991 году храм возвращен верующим. Настоятелем назначен священник Сергий Правдолюбов.

Первый молебен состоялся 8 января 1991 года, у стен храма, на снегу. Великим постом 1991 года начались службы в нижнем ярусе колокольни. 17/30 марта 1991 года, когда праздновалось Церковью воскрешение праведного Лазаря, воскрес и храм: был освящен престол во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и всех священномучеников, мучеников и исповедников Российских. В колокольне храма была совершена первая Божественная литургия. Пасхальная служба 1991 года совершалась также на улице, на крыльце храма: маленькая колокольня не могла вместить верующих. А в самом храме оставались склад и нотная библиотека.

Вскоре богослужения переместились в трапезную-коридорчик. 24 июля 1991 года, в день памяти равноапостольной княгини Ольги, была совершена первая Литургия в главном храме. 2 августа 1991 года, в день пророка Божия Илии, имущество Гостелерадио было вынесено из храма, и 27 августа, в канун Успения Божией Матери, вся территория храма была полностью освобождена.

Контактная информация

Отдел реставрации и ремонта

Инасаридзе Екатерина Геннадьевна
icon-call 8 (495) 637 47 37 доб. 262
icon-email fhu.inasaridze@patriarchia.ru

Документация

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637 47 37

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru