Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

12 Марта 2017 г.

В чем смысл подвига святителя Григория Паламы? Проповедь Митрополита Марка в Неделю 2-ю Великого поста

12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, посвященную памяти святителя Григория Паламы, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани.

В своем слове к народу архипастырь сказал:

— Вся литургическая жизнь Православной Церкви связана с днями памяти святых. В нашем календаре есть имена Божиих угодников, которые присутствуют в нашей жизни почти постоянно. Ели мы регулярно читаем Святое Евангелие, то таковыми обязательно становятся евангелисты, если мы постоянно посещаем Божий храм, то для нас особо близкими и знакомыми становятся образы творцов Литургии – святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. И, конечно, это такие святые, как святитель Николай Чудотворец, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский и другие святые.

Память о них, их образы постоянно присутствуют в нашем сознании, и мы особенно часто им молимся. Однако существуют святые, которых мы вспоминаем лишь в день их памяти. К числу таких святых относится мало нами ценимый и мало нами знаемый святитель Григорий Палама. Несмотря на то, что мы знаем о нем мало и плохо знаем его учение, сам факт того, что Святая Церковь установила посвященный ему особый воскресный день Великой Четыредесятницы, уже говорит о многом.

Ведь другие воскресные дни Святая Церковь посвятила таким великим святым, как Мария Египетская, Иоанн Лествичник… Почему же святителю Григорию посвящен воскресный день, причем следующий за воскресеньем Торжества Православия? Чем же этот святой отличился в истории Церкви? К сожалению, богослужебные песнопения, которые мы слышим в храме, мало для нас проявляют смысл подвига святителя Григория.

Мы слышали сегодня слова «Радуйся, проповедниче благодати!»

Каждый обычный прихожанин может назвать проповедником благодати любого священника. И неважно – сельского или городского. И, на взгляд обычного прихожанина, святитель Григорий, может быть, мало отличается от обычного пастыря, с которым соприкасаются современные христиане.

Возникает вопрос: в чем же тогда смысл подвига святителя Григория? Он называется проповедником благодати, а мы говорим о благодати как о некоей особой силе, которая помогает нам в нашей духовной жизни, которая приводит нас к Богу и нас освящает. И мы нередко говорим, что все хорошее, доброе, сделанное нами, мы делаем силой Божией благодати.

Так в чем же вклад святителя Григория в учение о благодати? Поясню это таким примером. Представьте себе ребенка, который очень любит своего отца. Однако не имеет возможности непосредственного общения с ним: возможности видеть, говорить, обнимать его. То есть ребенок не может общаться с отцом напрямую. Их разделяет железобетонная стена. И общение происходит только через слуг или через записки, которые пишут друг другу либо отец, либо сын.

Вот примерно та картина, тот образ, о котором говорили противники святителя Григория Паламы – Варлаам, блестящий профессор с запада, и Акиндин.

Они говорили о том, что Бог непознаваем в Своей сущности, и мы никак не можем стать причастниками Его Божественного естества. Что же касается Его проявлений, Его энергий, то есть благодати – это не Сам Бог, это лишь нечто тварное. Таким образом, общение с Богом не может быть прямым, оно совершается только через что-то низшее, через Божественные энергии, которые являются сотворённой силой.

Получается, что человек отторгнут от своего Небесного Отца и не может напрямую с ним общаться. Святитель Григорий Палама исповедовал другое учение, которое на практике осуществляли в своей жизни монахи, жившие в Афонских монастырях. Он, защищая их, говорил, что человек имеет возможность непосредственно общаться с Богом. И Господь – это не только непостижимая сущность, но и Божественные энергии, которые являются не творением, но Самим Богом. И через эти Божественные энергии Господь открывается и становится доступным обычному человеку в молитве и в подвиге христианской жизни.

То есть святитель Григорий говорил о том, что человек может напрямую общаться с Богом.

Сегодня мы прославляем память святителя Григория. Он выразил в учении опыт афонских монахов, христианских подвижников, которые на протяжении многих столетий угождали Богу и имели непосредственное общение с Источником жизни. И для последующих поколений святитель Григорий стал тем человеком, который помог возрождению веры и христианской жизни.

Для каждого из нас, хотя мы, возможно, и не знаем об этом, он является тем человеком, который отстаивал основополагающие истины христианского учения. Он говорил о том, что люди имеют возможность общаться с Богом, и что Бог – это не только непознаваемая сущность, но и Божественные энергии, через которые мы общаемся с Ним напрямую.

Фотограф — Антоний Тополов

***

Смотрите также:

Литургия в родительскую субботу в Троицком монастыре (+видео)

 

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru