Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

17 Мая 2017 г.

В начале было Слово. Советы современным журналистам от митрополита Марка

SONY DSC

Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополита Рязанского и Михайловского Марка часто приглашают на встречи со студентами самые разные университеты и институты. Предлагаем Вашему вниманию тезисы одной из бесед митрополита, которая недавно состоялась со студентами факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина:

— Приветствую Вас, дорогие друзья, работники пера, а в наши дни, скорее, работники клавиатуры, диктофона и микрофона! Я очень рад нашей новой встрече.

Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами об одной очень важной, можно сказать, основополагающей составляющей Вашей профессии. К сожалению, в наше время многие пренебрегают этой составляющей, забывая о высокой миссии, к которой призваны люди Вашей профессии. В данном случае я говорю не только и не столько о творчестве, хотя это, бесспорно, серьезная и глубокая тема. На этот раз, главным образом, я бы хотел поговорить с Вами об ответственности.

***

 I. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься

Дорогие журналисты! Вся Ваша деятельность напрямую связана с самым страшным оружием и с самой сильной энергией на земле – со словом! В церковной традиции с первых дней воспитывалось бережное отношение к слову. «Silentium est aurum» — говорит древняя пословица. Дословный перевод: «Молчание – золото».

Русская пословица уточняет, придавая еще большую прозрачность мысли: «Слово — серебро, молчание – золото».

В современном мире мы с вами видим, что люди в большинстве своем относятся к слову на редкость легковесно — как к самому заурядному инструменту, вроде молотка, гвоздя или разводного ключа, которым каждый может воспользоваться без специальных навыков и не задумываясь о последствиях. Ежедневно мы с вами становимся свидетелями безответственности политиков, которые раздают народу сотни невыполнимых слов-обещаний, и безответности ваших братьев – журналистов, которые вдруг начинают рассказывать изумительные небылицы о конце света или инопланетянах, или принимаются травить того или иного известного человека по заказу и за определенную плату.

Почему же стало возможным легковесное и безответственное отношение к Слову?.. Потому что в нашем сознании оно утратило сакральный характер.

А ведь церковная традиция, также во многом утраченная, способна и многое восполнить, многое дать человеку, обогатить культуру слова. Открыть глубину, о которой тот даже и не подозревает. Думаю, все помнят первые великие слова богодухновенного Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1). Это Слово – иначе «Логос» – понятие необычайно многозначное. Это не только слово в современном понимании, но и Разум, и Смысл, и Мудрость. Помимо этого вербального значения Логос – это Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы. Логос – это состояние Сына Божия до воплощения.

Библия нам говорит, что Господь все сотворил Своим Словом. То есть Логос – это та творческая энергия, которая и привела в Бытие наш мир. Поэтому для человека, знакомого с церковной традицией, для человека думающего, слово – это не набор звуков, но энергия, создающая реальность.

В Евангелие от Матфея (Мф. 12:36,37) приводятся такие слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». То есть человек отвечает не только перед людьми, но перед Самим Создателем за каждое свое слово! Главная книга человечества учит нас ответственности за свои слова и именно потому, что придает сказанному слову самое высшее, самое непреходящее и, можно даже сказать, судьбоносное значение.

***

II. «ГРЕХИ ЖУРНАЛИСТОВ»

Теперь давайте посмотрим, какие подводные камни ждут честного журналиста в его поисках самых «последних» и самых актуальных новостей.

Знаете ли Вы такую примечательную подробность: по-гречески слово «грех» — «ἁμαρτία» — дословно переводится как непопадание в цель, промах, при стрельбе из лука. Вот, целится человек в яблочко. Попал?.. Ан нет. Промахнулся. Вот тебе и грех. Ошибка.

И ведь неслучайно в своих молитвах православные люди просят у Бога прощения за грехи, совершенные словом, делом и даже мыслью (помышлением)!

В чем же и почему слова могут становиться грехом?

  1. УБИЙСТВО

Все вы знаете, что одним из самых страшных грехов является убийство. Никто не имеет такого права – лишать человека жизни. Но ведь убить можно не только выстрелом из пистолета. Убить можно словом. Жизнь показывает, как часто на наших глазах уничтожают человека, его репутацию, травят его и его семью. Распускают по свету чудовищные слухи так, что либо человек сам лишает себя жизни, либо слово настолько его поражает, что он заболевает, его разбивает паралич  или другая страшная болезнь.

«Гнев мужа правды Божией не соделывает» (Иак. 1:20), — говорит апостол Иаков. Берегитесь, чтобы и Ваше слово не было бы гневным. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Гнев есть зверь, и сколько другие стараются над обучением львов, столько покажи старания над собою и необузданный гнев свой сделай тихим и кротким: ибо гнев имеет столь страшные зубы и когти, что истребит все, если не укротишь его».

Преподобный Макарий Великий: «Если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби самого себя».

А между тем как часто какой-нибудь известный ведущий с экрана телевизора гремит «праведным гневом» на своего оппонента, приглашенного в качестве гостя и выражающего иную, чем у этого ведущего точку зрения. А между тем этот же ведущий, может быть, не далее, как вчера придерживался ровно той же самой точки зрения.

А как сегодня модно «давить» на собеседника. Просто набрасываться на него, обвиняя во всех грехах и не давая возможности вдумчивого ответа. Если включить на две минуты любое ток-шоу на любом раскрученном канале, то вы просто оглохнете от шума и гама так называемой «дискуссии» на самые разны темы: от качества продуктов в магазине до войны в Сирии. Все говорят одновременно, на повышенных тонах и непременно друг друга оскорбляют… И к этому приучают народ. На этом крике и истерике делают рейтинги…

Есть такая теория, что главная цель подобных шоу – показать человеку, что его жизнь, его проблемы – еще не самое худшее, что может быть… А между тем в людях все эти программы вызывают явную агрессию, злобу, в них культивируются постоянное раздражение и гнев по тому или иному поводу. А потом человек едет в метро, в толпе и начинает всю накопившуюся отрицательную энергию вымещать на попутчиках, ругая всех и вся…

Я уже не говорю о планомерном давлении на психику еще не окрепших членов нашего общества! На детей, подростков. Вроде разного рода экстремистских объединений, или такого страшного явления, как «Синие киты», когда ребенка буквально подталкивают, подстрекают к самоубийству или убийству…

  1. ОСУЖДЕНИЕ

Не менее серьезный грех – осуждение. И он очень близок к тому, о чем мы говорили. К убийству словом. Клеветой и осуждением.

Все наверняка помнят расхожую фразу: «Не судите и не судимы будите». И все наверняка частенько упоминают к слову про сучок в глазу брата своего. Но далеко не все помнят, что это всё слова Христа Спасителя: «Не судите и не судимы будите, — говорит Господь, — ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»

К слову хочется отметить, что очень многие русские пословицы, которые у каждого из нас на слуху, пришли в наш обиход из Библии, Ветхого и Нового Заветов. А мы об этом уже и забыли…

Итак. Каждое Ваше слово должно быть взвешено. Вы должны быть на 100% уверены в фактах, которые собираетесь обнародовать. Порой случается, что журналисты не так уж себя утруждают добросовестной проверкой попавшейся к ним в руки информации. Главное – рейтинг. Даже опровержение может сыграть на руку.

Потому – открыли интернет. Нашли пару заметок на ту же тему, успокоились и давай выводы строчить. И так из материала в материал, из статьи в статью кочуют ошибки и чужие выдумки. Сколько сейчас публикуется самых разнообразных советов о косметике и питании, способов омоложения или других чудес преображения человеческой внешности. Сколько небылиц передается самым серьезным и доверительным тоном. А ведь находятся те, кто верят!

И одно дело, когда речь идет о прыщах на лице, а другое – об обвинениях в воровстве, растрате, предательстве Родины и даже убийстве… Потому журналистов и величают порой мифотворцами.

И потому не торопитесь осуждать! Возможно, факты недостоверны. А вы сломаете человеку жизнь…

  1. ГОРДОСТЬ

Гордость – великий грех, низвергший Денницу, одного из высших и могущественных ангелов, с Небес. Гордость – прародитель темных сил. А между тем в светском обществе она как будто бы почитается и за добродетель. Да и в советское время учили, что «человек – это звучит гордо».

А между тем гордость, самопревозношение, тщеславие – «самый свирепый и самый неукротимый зверь». И большинство журналистов грешат этим и весьма откровенно. Они берут себе за правило разговаривать со своими читателями или зрителями этаким менторским тоном всеведения, иногда еще и с некоей легкой насмешкой, свысока и с разного уровня юморочком. И поучают всех, ибо «они-то лишь знают, как нужно делать, они лишь знают, что нужно делать, для чего все это нужно и что обо все этом полагается думать…»

Апостол Иаков учил: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем». (Иак.3:1,2).

В древности в монашеской традиции было не принято кого бы то ни было поучать, если твоего слова не спрашивали. Когда встречались на дороге два монаха, то каждый просил у другого благословения и слов назидания, всегда уступая первое место своему брату. Без благословения никто не начинал учительствовать и даже говорить. И, как правило, учили более собственным примером, делом, а не словом. А если и говорили слово, то старались обращаться к свидетельствам прославленных отцов Церкви, от себя же не возглашали.

А что сегодня? Открой любую газету, включи телевизор или зайди в интернет – и тебя просто утопят в советах. И вновь на самые разные темы. У нас сегодня каждый разбирается и в политике, и в архитектуре, и в жизни Церкви, и прекрасно знает, как «спасти Россию», потому что каждый сам, наконец, переполнен «добрыми» советами современных учителей жизни. И уже сам дерзает направить свои стопы на поприще проповеди. К чему же все это приводит?

Вот вам пример. Мы знаем случаи, как люди впервые приходят в храм, а там их встречает бабушка – и давай поучать, что они не так одеты, не так стоят, не так свечку ставят «и вообще…» Да еще порой в весьма нелицеприятной форме. А сама-то эта бабушка, быть может, вчерашняя комсомолка. И Ленину в своем время цветы в Мавзолей носила и верующих одноклассниц на школьных собраниях «прорабатывала». А уж в вопросах веры – сущее дитя, но в силу своего возраста полагает, что имеет право учить молодежь. В итоге люди выходят из храма в смущении, а то и в раздражении. И когда еще вернутся сюда, один Бог ведает.

Так порой и журналисты, как те самые «церковные» бабушки, всех учат, а сами очень многого не понимают.

  1. ПРАЗДНОСЛОВИЕ

Есть еще такой грех – как празднословие. Это когда люди ведут излишние разговоры на темы, которые, как говорится, «ни уму ни сердцу», то есть не приносят никакой пользы.

Сюда относятся пересказы слухов, сплетен, пустые разговоры на пустые темы. И все это происходит от ПРАЗДНОСТИ. Праздность – состояние, которое является основой, потенциальной возможностью для всякого греха. Неслучайно святые отцы часто называют праздность матерью всех пороков! Потому что человеку, который находится в состоянии праздности, в голову приходят разные мысли, прежде всего, дурные, и человека начинает тянуть на разные «подвиги». Представьте себе картину: Вы случайно или намеренно бросили на землю кусок хлеба. И что же будет происходить? К нему тут же устремятся насекомые, грызуны, подлетят птицы, которые заметят снедь и тоже будут пытаться завладеть ею. Вот так и человеческая душа, которая пребывает в праздности, становится легкой добычей темных сил, разного рода греховных помыслов. И потому, чтобы не оставить нас в опасном для нас самих состоянии праздности, Церковь учит своих чад заниматься делами, послушаниями, трудами во благо Бога и нашего ближнего.

Так что старайтесь выбирать для себя темы важные. В принципе стоящие внимания. И лучше не разбрасываться. Я понимаю, что для начинающего специалиста это сложно. Новичков обычно бросают на все темы сразу, какие только сейчас, в данную секунду нужны редакции. Но со временем стремитесь избрать для себя то, что вас по-настоящему интересует. То, что отвечает вашей душевной склонности. Сегодня, когда «все во всем разбираются», так не хватает настоящих специалистов.

5. МНОГОГЛАГОЛАНИЕ: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет

К празднословию предстоит достаточно близко еще один грех – многоглаголание. Как уже ясно следует из самого слова, это когда человек начинает много говорить.

Есть один закон для любого творческого процесса: и литературы, и искусства, и музыки. Сколько бы ты слов ни наговорил, всегда видно, есть тебе что сказать или нет. Уже по одной твоей странице будет ясно, писатель ты или нет. Композитор или так… Художник или краску изводишь… И главное – есть ли у тебя мысль. Конечно, Достоевскому и Толстому было нужно больше страниц, чем Пушкину и Лермонтову, но в каждом слове этих великих писателей пела нота, живописала кисть, проявлялся Логос.

Так что если вам пока еще нечего сказать, то это не так страшно. У вас еще много времени набраться знаний, опыта, мудрости. Главное в этот час — не тратьте бумагу и терпение избалованных читателей и зрителей. Потому как сегодня действует еще один грустный закон, который гласит: «У тебя есть 30 секунд, чтобы меня заинтересовать», а потом — я переключу канал или переверну газету на другую страницу.

В наш век информации и перегруза этой самой информацией как никогда важно уметь кратко и точно передать свою мысль или сообщение. И это относится ко всем пишущим! Порой даже у самых прославленных авторов за красивыми словами смысла не угадывается. Видно только, что упоен человек сам собой, своим словом, своим тоном и вот разливается соловьем… а к чему… зачем… так и остается не выясненным…

Еще 2000 лет назад Спасителем было сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37).

***

III. КАК НАДО

  1. Сенсация

Ну, что ж. Мы с Вами поговорили о том, как не надо. Давайте же подумаем, а как надо…

Конечно, журналиста в первую очередь должны отличать любознательность и наблюдательность.

От журналиста ждут информацию: актуальную, достоверную, объективную, доброжелательную, интересную.

И если вновь быть последовательными и говорить о реалиях сегодняшнего дня, то все – и руководство, и потребитель – ждут от журналиста непременно одного — сенсации. Скандальной, трагической, курьезной даже не столь важно. Главное – сногсшибательной. Главное — чтобы хорошенько удивил. И тысячи журналистов гоняются за своими сенсациями по миру, будоража общественность кто во что горазд.

Иногда действительно начинает казаться, что ради сенсации человек готов пожертвовать всем. Пойти по головам. И опять же не думая ни о каких последствиях. А какая самая острая информация, которая со 100-процентной гарантией поразит, запомнится, ужаснет: это война, это аварии, разного рода угрозы, эпидемии, потепление планеты, несчастья людей и т.д.

Однажды услышал от одного человека такой рассказ: однажды он приехал к своему духовнику и стал просить у него совета по поводу своей дочери. Дело в том, что молодая женщина боялась рожать детей. А духовник вдруг и говорит: «А пусть, когда она ест, то поменьше смотрит телевизор». Странный совет… А ведь старец попал в точку! Оказалось, что дочь за обедом действительно смотрела разные передачи со всеми ужасами, которыми нас кормит современное телевидение. И в итоге подсознательно ощущала страх, тревогу за будущее своей семьи и тем более своих детей. Когда же женщина последовала совету и перестала включать телевизор, то она почувствовала облегчение. И сегодня счастливая мать воспитывает уже троих детей!

Вот еще один грустный пример того, к чему приводит работа наших массмедиа. Людей запугивают и зомбируют.

Так что если вы пишете о трагедии или снимаете репортаж, то постарайтесь уважать чувства других людей. «Не лезьте, как говорится, в душу» пострадавшим. Не упивайтесь подробностями. Слезы людей – это горе, а не «прекрасный повод» подать свой материал поярче. Не смакуйте отвратительные подробности, не осуждайте и не смейтесь над другими. Ищите, как интереснее показать положительные стороны жизни людей.

  1. Скука

Понятно, что сенсация развлекает. А развлечения необходимы, потому что людям скучно жить на этом свете. Они не знают, чем бы себя занять.

Помните, как у Пушкина в Сцене из Фауста:

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Скучно Фаусту, хотя он вернул себе молодость и стал богат. Скучно Евгению Онегину, казалось бы, красивому, молодому петербургскому денди, прожигающему наследство «всех своих родных»:

Но, шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя…

А пока «забав и роскоши дитя» спит, крестьянин уже с раннего утра в поле. И так: от зари до зари. И не разогнуться. И у крестьянина, который кормит всю страну, нет такой роскоши – как время поразмыслить над тем, скучно ему или нет. А вот со стороны какой-нибудь праздношатающийся так прямо и заметит, что скучно так жить: каждый день одно и то же. И никакой тебе сенсации. То же и о монахах. С утра до вечера и с вечера до утра одни молитвы да труды.

А ведь на самом деле все зависит от того, как мы воспринимаем новый день. Если: ну вот, опять вставать, собираться на учебу или на работу, а там все одно, ничего интересного… Тогда, конечно, все спасение – в сенсациях и ток-шоу, где представляется некая видимость кипучей жизни, пусть даже в извращенном варианте и вас не касающейся.

А если день для тебя – дар Божий. И если ты каждый свой день проживаешь как последний в самом хорошем смысле этого слова. Радуешься каждому часу, каждой минутке, которые стараешься употребить на доброе дело. Это совсем другая история. В ней нет места скуки. Но лишь деятельная любовь. В этом и заключается понимание жизни христианином.

Хорошо бы подобным чувством и мироощущением можно было бы однажды напитаться в репортажах наших СМИ.

Я не предлагаю приукрашивать действительность. Да, может, и не все у нас хорошо, но посмотрите, сколько хороших людей, сколько профессионалов, любящих свою работу, сколько нам предстоит еще сделать, и какой у нас потенциал!

Новости должны быть правдивы, но не поверхностны. Нести положительный заряд, а не приводить в уныние.

Знаете, есть еще одна профессиональная болезнь у журналистов, это обманчивое ощущение «всезнайства», замешанное на цинизме. Когда человек уверен, что он уже всё обо всём знает и его ничем не удивишь. Душа постепенно замораживается, сердце стискивают оковы равнодушия. Человек уже ничему не сопереживает. Его не волнует судьба людей. Единственная цель, которая определяет все его бытие, – «хороший» репортаж.

 3. Главное – любить людей

Как же бороться с таким даже «естественным» в этой ситуации цинизмом. Как не погнаться вместе со всеми за вожделенной сенсацией. Как не перестать замечать людей, их боль и радость. Ответ, как это часто бывает, удивительно прост: НАДО ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ!

Вы пишите о людях и для людей. Центр Вашей деятельности – человек. Именно поэтому Вы и должны любить людей. И это главная заповедь Христа – о любви к ближнему.

Если пишете о трагедии, то сострадайте. Если пишете о падении человека, то посочувствуйте.

Человек – венец творения. Образ Божий. Сам Господь пришел в этот мир, чтобы спасти Свое создание, чтобы спаси человека.

И ваша задача – не прославиться, не заработать имя и средства, хотя само по себе это неплохо. Но ваша задача – послужить человеку! Узнать человека, понять человека – и послужить ему.

В притче о Страшном Суде в 25 главе Евангелия от Матфея говорится:

31 – Когда Сын Человеческий придет в своей славе и с Ним все ангелы, тогда Он сядет на престоле своей славы.

32 Перед Ним будут собраны все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов.

33 «Овец» Он соберет по правую сторону от себя, а «козлов» – по левую.

34 Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: «Придите ко Мне, благословенные Моим Отцом, получите ваше наследство – Царство, приготовленное вам еще от создания мира.

35 Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я искал приюта, и вы пригласили Меня в свой дом.

36 Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня».

37 Тогда праведные скажут: «Господи, когда мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться?

38 Когда мы видели Тебя без приюта и приняли Тебя, или видели нагим и одели?

39 Когда мы видели Тебя больным или в тюрьме и навестили Тебя?»

40 Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».

41 Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов.

42 Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня;

43 Я искал приюта, и вы не пустили Меня в дом; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в тюрьме, и вы не навестили Меня».

44 Они тоже спросят: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или нуждался в приюте или в одежде, или был болен, или в тюрьме, и мы не помогли Тебе?»

45 Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».

46 И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь.

***

Проходят века, но заповеди эти сохраняют живую силу для каждого из нас. И, продолжая притчу, можно сказать так: когда мы с вами делаем что-то для ближних наших, мы делаем это для Самого Христа. И если мы делаем хорошо, то прославляем Бога и оказываем милость Самому Христу. Если же делаем гадости, разрушаем мир человека, то тем самым оказываемся в числе хулителей и распинателей Сына Божиего.

Потому следуйте Первой заповеди о любви к ближнему. В ней весь смысл проповеди Христа. И если будете придерживаться этого благородного пути, то не впадете в те «журналистские грехи», о которых мы с вами говорили.

Можно быть верующим или сомневающимся, знать религиозное учение или нет, быть более или менее компетентным, но во всех случаях видеть перед собой идеал главной заповеди — о любви к человеку как образу Божию. И положить все свои силы и таланты на то, чтобы помогать людям и делать их жизнь немного лучше!

   

Адрес: 119002, М. Власьевский пер.,

д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637-47-37

Факс: 8 (495) 697-91-97