Слово митрополита Марка 27 января 2019 года, в день отдания праздника Богоявления:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь завершает празднование великого праздника Богоявления, или Праздника Крещения Господня.
В древности, в самом начале христианской эры, этот праздник по своему содержанию был еще более значительным. Он вмещал в себя не только праздник Крещения нашего Спасителя, но и праздник Рождества Христова. И назывался он одним словом – Богоявление.
В нашем сознании праздник Крещения – это второй зимний праздник после праздника Рождества Христова, праздник, который находится, в каком-то смысле, «в тени» Рождества.
Между тем этот праздник поистине имеет обилие духовных смыслов. В наше время люди часто воспринимают праздник Богоявления как некий радостный, веселый день, когда все погружаются в иордань, когда народ черпает святую воду, пьет ее, умывается и тому подобное.
Конечно, этот праздник связан, в первую очередь, с нашим собственным крещением. Крещение Спасителя — это некий первый акт Крещения. То Крещение, которое стало образцом и примером для крещения каждого из нас.
Праздник действительно имеет глубокий смысл, выходящий за рамки только погружения в воду нашего Спасителя.
Само слово «крещение» является русским переводом-интерпретацией. Корень русского понятия «крещение» — «крест». В нашем сознании крещение – это то событие, с которого начинается путь христианина в Церкви. При крещении человек надевает крест и становится христианином.
Между тем греческое слово «крещение» — «βάπτισμα» — имеет несколько иной смысл. Оно буквально переводится как «погружение». Люди, израильтяне, приходили на Иордан и погружались в воду.
Главный смысл этого крещения заключался в покаянии. Неслучайно в песнопениях праздника мы слышим о том, что Иоанн Предтеча проповедовал нам покаяние. Этот покаянный смысл ощутимо присутствует в празднике Крещения.
Крещение Господне также является началом проповеди Христа. А ключевой смысл проповеди Спасителя, как и проповеди Иоанна Крестителя, – это призыв людей к покаянию, к осмыслению своей жизни и к перемене жизненных ценностей, жизненных установок.
Люди, которые приходили креститься на Иордан, исповедовали свои грехи и омывались в водах иорданских. С точки зрения символизма, вода иорданская была наполнена всей этой греховной скверной. И вот приходит Христос. Он не имеет нужды в этом обряде, вдохновленном проповедью Иоанна Предтечи, не имеет нужны в покаянии и очищении. Но погружается в воды священной реки и Сам очищает их от всей скопившейся в них греховной скверны. Это очищение является прообразом будущего очищения грехов всего человечества на Голгофе, когда Господь за всех нас излил на Кресте Свою Кровь.
Кстати сказать, в символизме таинства Крещения также присутствует идея Распятия, смерти Спасителя и Его Воскресения. При крещении погружение человека в воду символизирует Смерть Спасителя и смерть ветхого, греховного человека. А восстание из воды — Воскресение Христово и для каждого человека отречение от тьмы греховной и начало новой чистой и святой жизни.
Праздник Крещения еще называют праздником Просвещения. Понятие «просвещение» в русском языке является одним из основополагающих. Исторически это понятие имело смысл «просвещения Христовой верой», «просвещения проповедью Спасителя». И это просвещение людей, сидящих во тьме и сени смертной, есть задача Церкви, то, к чему призваны и мы.
Мы, все христиане, были просвещены Светом веры Христовой, были погружены в купель Иорданскую и умерли для греха, чтобы восстать для новой христианской, чистой жизни. Другой вопрос – являемся ли мы сами носителями этого просвещения. Просветили ли мы свое сердце. Мы говорим о просвещении людей, о миссии Церкви, которая заключается в том, чтобы нести людям свет, просвещение, но просветили ли мы свое сердце.
Часто в сердце человека остаются уголки, не просвещенные светом веры Христовой, где царствует тьма, грех, порок. И мы сами порой это чувствуем в себе. А потому, для того чтобы стать истинными чадами Христовыми, необходимо просветить себя. Именно к этому призывали нас святые отцы. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил преподобный Серафим Саровский.
Просвещение, освящение – это миссия, которую каждый должен приложить, в первую очередь, по отношению к самому себе.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, просветиться и освятиться. Многие из нас в эти святые дни либо погружались в купель, либо омывались святой водой, либо набрали ее в изобилии, для того чтобы пить ее, освящая нашу жизнь. Но, конечно, лишь внешние знаки, внешние действия не способны нас освятить и просветить тайники нашего сердца. Для этого необходим труд, усердие и постоянство.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, понимать смысл наших православных праздников, в том числе, великого, спасительного, многогранного, символического праздника Просвещения, праздника Крещения, или праздника Богоявления, как называет его Церковь. Дай Господь и нам просветиться и освятиться благодатию Божией. Аминь.