Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

25 Мая 2017 г.

Великая честь, дарованная человечеству

25 мая, в праздник Вознесения Господня, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Вознесенском храме города Рязани. В своей проповеди архипастырь рассказал народу о смысле праздника:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня Святая Церковь отмечает великий и радостный праздник Вознесения Господня. Этот праздник следует непосредственно за Пасхой и глубоко с ней связан по смыслу.

Сегодня за Литургией мы с вами, дорогие братья и сестры, слушали Евангелие от Луки — одно из воскресных Евангелий. Почему именно это Евангелие Церковь установила читать на Вознесение? Почему не Евангелие от Матфея, где говорится о Воскресении Спасителя и о том, что Он пребудет вместе с учениками «во все дни до скончания века»? Почему не другие Евангелия?

В этом церковном установлении заложен глубокий смысл. В Евангелии от Луки рассказывается, как Христос явился ученикам после Своего Воскресения и убеждал их в том, что Он не дух, что Он стоит перед ними во плоти. Что Он полноценный Человек! В подтверждение Своих слов Спаситель спросил у учеников: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Апостолы дали Христу рыбу и мед.

Почему же именно рыбу и мед? Рыба — понятно. Это обычная часть рациона рыбака. А почему же мед?.. Дело в том, что мед, согласно представлениям Востока, — это вещество, которое отпугивает злых и всяких других духов. То есть Христос, вкушая мед, доказывал таким образом Своим ученикам, что Он не дух, но полноценный человек, у которого есть и душа, и тело. Уверенность в том, что после Воскресения Спаситель остался Человеком с плотью, было особо значимо для апостолов. И Спасителю было важно показать Своим ученикам, что Он действительно воскрес, что Он не призрак, не некий «дух Спасителя», что это Он, «целиком и полностью», вместе с распятой, страдавшей, умершей, но преображенной плотью!

Это важно и для нынешнего праздника, потому что Церковь утверждает удивительную и парадоксальную вещь: Господь возвращается туда, откуда Он пришел на землю, но возвращается уже со Своей воскресшей, преображенной плотью. И в этом заключается один из величайших смыслов праздника Вознесения Господня. Господь возвращается к Своему Отцу и возносит туда нашу человеческую плоть, тем самым даруя человеку величайшую честь, поскольку теперь Христос, неразлучный со Своим человеческим телом, находится одесную Бога-Отца.

И все же для многих, и в том числе для апостолов, момент Вознесения — это момент расставания со Христом. Ведь, казалось бы, все уже прошло! Годы проповеди, затем страшные испытания, крест, распятие, убиение на кресте, скорбь, отчаяние… Но вот Христос воскрес, Он является Своим ученикам и, казалось бы, что еще нужно? Радость, которой не должно быть конца! Но на этой земле все временно и преходяще. И потому Христос восходит к Своему Отцу, но восходит для того, чтобы послать Своим ученикам Утешителя.

Ученики чувствовали, что они не останутся одинокими и сирыми. Здесь можно привести один пример. Представьте себе воинов, которые сражаются против превосходящих сил противника. И вот один покидает поля боя, чтобы привести подкрепление — мощную силу, которая непременно должна помочь одолеть врага! Вот подобно тому и Господь отправляется на небо, чтобы оказать человечеству величайшую честь, вознеся его к Отцу и Святому Духу. А с другой стороны, чтобы послать человечеству Святого Духа, сообщить людям ту Божественную силу, которая будет помогать всем нам на протяжении всего времени до скончания мира. И поэтому ученики обрадовались.

Радуемся и мы сегодня, потому что Господь оказал человечеству величайшую честь. И потому, что мы тоже, вслед за учениками Спасителя, верим и надеемся, что получаем Божественную благодать, которой движемся и существуем.

Фотограф Антоний Тополов

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru