Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

24 Декабря 2020 г.

Завершена реставрация кровли Воскресенского собора в Арзамасе

Финансирование за счет средств федерального бюджета реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Воскресенский (Спасский) собор, 1832 г., арх. М.П. Коринфский», на площади Свободы, 19, в городе Арзамасе, Нижегородской области, осуществляется с 2016 года.

В 2016 году специалистами ООО «РСК «Архитектурное наследие» был разработан проект реставрации и приспособления с выявлением особенностей и сохранением первоначального облика памятника первой половины XIX века, в том числе и декоративного убранства интерьеров, и приспособлением подвальных помещений под нужды пользователя.

В 2019 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выделено финансирование на проведение ремонтно-реставрационных работ по кровле Воскресенского собора.

Мастера ООО Архитектурно-реставрационный центр «Зодчий» при Нижегородской епархии выполнили ремонтно-реставрационные работы по кровле собора, включая купола.

Были заменены отдельные поврежденные элементы в стропильных конструкциях, произведено устройство сплошной обрешетки кровли четверика и куполов, смена покрытия кровли четверика и куполов из меди с пропайкой швов и устройством пароизоляции. Выполнено покрытие выступающих частей стен (фризы, пояски, сандрики, подоконники) медью, воссозданы водосточные трубы. Чердачное пространство утеплено минераловатными плитами с устройством паро- и гидроизоляционных слоев.

Общая площадь покрытия кровли и куполов составила 3359,44 кв. м.

Реставрацию интерьеров и внутреннего убранства Воскресенского собора планируется продолжать в последующие годы за счет средств регионального бюджета.

Кровля после реставрации

Кровля до реставрации

История

Воскресенский собор был заложен в 1814 году. Его проект, в стиле русского классицизма, выполнил талантливый арзамасец Михаил Петрович Коринфский (1788-1851 гг.), ученик художника А.В. Ступина и архитектора А.Н. Воронихина.

Для строительства храма открыли кирпичные заводы, которые назывались «соборными», где произвели 5,5 млн штук кирпича. Кладка стен продолжалась с 1814-го по 1821 год.

Пятиглавый собор крестово-купольного и центрического типа в стиле классицизма с фресками и 48 колоннами на фронтонах возведен на высоком берегу реки, на месте древней Арзамасской крепости, в юго-западной части центральной площади. Памятник виден за много километров от города со стороны реки Тещи.

На первый план каждого из фасадов выходят крупные портики с 12 колоннами ионического ордера высотой более 12 метров, с украшенными росписями фронтонами. Архитектор М.П. Коринфский, известный зодчий эпохи классицизма и уроженец г. Арзамаса, умело использовал элементы античной архитектуры – портики, ордер, декор — и создал сооружение, отразившее художественные традиции отечественного зодчества.

Характерными чертами построек того времени являются величавая простота, умелое включение в пейзаж, силуэтность, скульптурная мягкость форм, а также умелое использование цвета. Все эти качества присущи Воскресенскому собору.

Сохранилось предание о том, как один из четырех столпов, поддерживающих своды собора, юго-западный, дал трещину. Случилось это тогда, когда своды были соединены, и нужно было приступать к сооружению главного купола. По совету крестьянина Егора Измайлова, опытного строительного подрядчика, треснувший столп оковали железом, наподобие обручей, и заштукатурили. Затем столп облепили бумагой и наблюдали некоторое время. Увидев, что бумага не лопнула, постройку продолжили. Для легкости свод на главном куполе решили сделать деревянным, обив его снизу листовым железом. Это происшествие стало широко известно. Сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».

Строительство продолжалось 28 лет, а отделочные работы и роспись 21 год. За 3 года, с 1834 по 1837 гг., художники-ступинцы — Осип Семенович Серебряков с сыном Александром и помощниками расписали тушью по сырой штукатурке все своды и стены храма. Монохромность фресок производит впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению.

Внутри Воскресенского собора создается впечатление обширности, легкости и света благодаря 24 окнам. Причем ни одно из них не смотрит прямо вовнутрь, около каждого был сделан откос, чтобы улица не мешала молитве.

В 1932 году по решению Арзамасского горсовета Воскресенский собор был закрыт. Сначала собор использовался как общежитие для нескольких сот политзаключенных, строивших в Арзамасе важный военный объект. Позже в нем устроили Музей религии по образцу Казанского собора в Санкт-Петербурге, где в советское время находился Музей атеизма и религии. Воскресенский собор повторил судьбу Казанского собора, на который он похож и внешне. Эта схожесть объясняется тем, что архитектор Воскресенского собора Коринфский в пору ученичества помогал своему наставнику, архитектору Воронихину строить Казанский собор.

Собор был вновь открыт для верующих только в 1944 году.

Собор в основном сохранил свой первоначальный облик, утрачена лишь его ограда, возведенная в конце XIX века.

В соборе неоднократно выполнялись различные ремонтно-восстановительные работы. В 1957-1959 гг., 1983-1984 гг., 1987 г. реставрировалась живопись на фронтонах портиков и в интерьерах храма, на всех куполах стальные кровли заменены на медные, а венчающие их яблоки и кресты вызолочены.

В 1992-1993 гг. заменены кровли скатных крыш, в 2003 г. отремонтирована западная паперть и установлены новые деревянные входные двери с первоначальным рисунком. В 2004 году заново побелены все фасады храма. Практически все реставрационные работы носили косметический характер, локальный реставрационный ремонт проводился на входных группах и лестницах, реставрировались живопись и полы.

Контактная информация

Документация

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru