Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

1 Февраля 2017 г.

Зодчие России ХХI века должны связать порванные нити замечательных традиций православного искусства нашей страны. Доклад ректора МАРХИ, вице-президента Российской Академии Художеств Дмитрия Олеговича Швидковского

DSC08594

Мы продолжаем публиковать доклады участников Конференции «Храмостроительство в России начала XX и XXI веков», которая состоялась 26 января в Союзе архитекторов России в рамках XXV Международных Рождественских образовательных Чтений «1917–2017: уроки столетия» по направлению «Традиции православного храмостроительства».

Как мы уже писали ранее, одним из почетных гостей форума явился ректор МАРХИ, вице-президент Российской Академии Художеств Дмитрий Олегович Швидковский.

Предлагаем Вашему вниманию доклад архитектора:

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА

НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ

(краткое изложение доклада на Рождественских Чтениях)

Последние четверть века возрождается русское православное церковное зодчество, делается очень многое, но все же нелегко преодолеть ту пропасть в этом сложном и по формам, и по смыслу искусстве, которая возникла в советскую эпоху. Пытаясь размышлять о том, каким должен быть православный храм ХХI века, мне представляется существенным не только думать о давних столетиях, где создавались образцовые церкви, соборы и монастыри. Из них трудно, на мой взгляд, выбрать лучшее. Но, безусловно, вся история нашей отечественной архитектуры заслуживает изучения, сохранения, по возможности восстановления и реставрации. Именно тысячелетний ход развития отечественного церковного искусства, во всей своей многосложности и разнообразии, передает то, что стало модно называть идентичностью, то есть национальным своеобразием художественной деятельности нашей Церкви, которая веками была основой для образа Руси и России. Это хорошо понимали и архитекторы, и авторы первых трудов об истории русского искусства, которые стали появляться, увы, лишь за несколько десятилетий до революции.

В начале ХХ столетия, в период, который часто называют «Серебряным веком» русской культуры, все искусства – живопись и скульптура, литература и музыка достигли особой изысканности. Русские мастера создали многочисленные шедевры, снискавшие всемирную славу и повлиявшие на развитие всего мирового художественного процесса. Не меньшего совершенства достигли наши соотечественники и в церковном искусстве того времени. Если всмотреться в облик храмов последнего предреволюционного десятилетия, создававшиеся тогда замечательные росписи, иконы и удивительные предметы церковного обихода, то понимаешь, что накануне революции, в момент предсмертного озарения, особой остроты художественных чувств «Серебряного века», искусство нашей Церкви было неотъемлемой частью этого великого времени русской культуры. И, может быть, в наших размышлениях о храмах XXI-го и будущих веков нам стоит внимательно обратиться именно к этому времени российской истории, как бы «нависшей над пропастью», и попытаться понять, как мастера 1910-х годов понимали традицию церковного зодчества России, ее различные ипостаси, как они умели при этом оставаться современными, более того — предвидеть будущее, которого не «оказалось», но которое может наступить сегодня, в наше время.

Мне не хотелось бы пытаться создать сегодня, в совсем иную эпоху, какую-то «концепцию» зодчества последнего предреволюционного времени. Представляются более интересными внутренняя жизнь, художественные предпочтения, отбор форм и смыслов, напрямую связанные с эпохой «Серебряного века». Кажется и увлекательным, и возможным восстановление, хотя бы частичное, внутреннего взгляда на эти явления людей того последнего десятилетия дореволюционной России.

Кажется реальным предпринять такую попытку на основании Ежегодников Московского архитектурного общества, выбрав из них абсолютно все, что связано с образами церковных искусств. Так получилось, что я собирал эти издания и публикации других архитектурных объединений начала ХХ века со студенческих лет, когда это было возможно и сравнительно недорого. Сегодня хотелось бы показать материалы, связанные именно с Московским архитектурным обществом, в виду их особенностей, которые мы постепенно почувствуем. Причем подчеркну – я не отбирал специально объекты или изображения, оставляя, правда, как уже говорилось, лишь то, что было связано с церковной темой.

Когда я собрал все эти фотографии воедино, возникло острое чувство, относящееся ко всему вместе, – светлой и исключительной красоты необыкновенной силы. Второе общее ощущение — неожиданное единение архитектуры и всех видов искусств.

Первое произведение, помещенное в начале первого Ежегодника Московского архитектурного общества, было живописным полотном Апполинария Васнецова «Старая Москва». Замечательный, яркий, какой-то открытый и широкий образ древней русской столицы. Среди произведений, помещенных в эти архитектурные издания можно встретить и иконы в потрясающих окладах, и ткани, подходящие для церковных облачений, и зарисовки храмов из путевых заметок великих рисовальщиков того времени, и подносные торжественные блюда для хлеба и соли. Среди них — выполненное по рисунку А.В. Щусева в честь приезда в Москву Императора Николая II.

И, наконец, сама архитектура. Я не буду сейчас описывать каждое здание, попытаюсь сказать в целом. Прежде всего, крайнее разнообразие по стилистике. Главной чертой остается историзм, ни в коем случае не эклектика и даже не предпочтение одной эпохи или региона – Пскова или Ярославля, каких-либо других образцов. Нет, к этому моменту историзм предполагает весь ход истории православного зодчества. Подражают практически всему, в силу подходящей типологии, материалов и, прежде всего, образа здания и его сакрального смысла. Встречаются и скромные деревянные храмы, напоминающие обыкновенные сельские церкви XVIII или XIX века, и мощные соборы с величественными лестничными башнями, наподобие домонгольских храмов. Немало построек, говорящих об увлечении Ярославлем XVII столетия, живописностью псковских церквей, стройной строгостью новгородских, московским узорочьем времен первых Романовых, петровским барокко, классицизмом эпохи Екатерины Великой.

И все эти столь различные образцы проходят в мышлении зодчих сквозь представления стиля модерн, но не всегда останавливаются на этом. Нередко ощущается будущее – все большее раскрепощение форм благодаря железобетону и сложным металлическим конструкциям. Но такое предчувствие возможностей будущего, которое осуществится совсем в других местах и в абсолютно ином художественном контексте (например, в капелле Роншан или монастыре Ла Туретт Ле Корбюзье), в этих русских памятниках соединяется с росписями, рассказывающими о житиях русских святых, нашей истории и написанными с чисто русским размахом, хочется сказать, удалью.

Удивительны и имена авторов построек, проектов и предметов декоративно-прикладного искусства, опубликованных в Ежегодниках Московского архитектурного общества и ярко проявивших себя как церковные мастера. Это Ф.О. Шехтель, А.В. Щусев, Р.И. Клейн, С.В. Малютин, В.Д. Адамович и В.М. Маят, Ф.Ф. Федоровский, В.А. Покровский, Л.Н. Кекущев и многие другие. А среди публикаций студенческих проектов на церковные темы выделяются братья Веснины. То есть самые одаренные зодчие России накануне революции гордились своими церковными постройками и публиковали именно их.

Надеюсь подготовить более подробную публикацию уже по всем ежегодникам различных архитектурных обществ, пока же хотелось бы выразить надежду, что зодчие России ХХI века смогут связать порванные нити замечательных традиций православного искусства нашей страны.

***

Подписи к слайдам:

  1. А.М. Васнецов. «Старая Москва». Из собрания Ф.О. Шехтеля.
  2. Р.И. Клейн. Мавзолей князей Юсуповых в Архангельском близ Москвы.
  3. А.В. Щусев. Блюда для поднесения хлеба-соли Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю.
  4. А.А. и В.А. Веснины. Студенты Института Гражданских Инженеров. Конкурсный проект церкви в Балакове. 3-я Премия.
  5. Ф.Ф. Федоровский, К.Г. Тиханов. Походная церковь, исполненная по заказу Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
  6. Ф.О. Шехтель. Мраморный иконостас в церкви Св. Пимена на Пименовской улице в Москве.

   

Адрес: 119002, М. Власьевский пер.,

д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8 (495) 637-47-37

Факс: 8 (495) 697-91-97