16 мая совещание в Храме Христа Спасителя было посвящено проектированию храмов и храмовых комплексов в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.
Хорошей новостью поделился с участниками совещания помощник настоятеля храма Архистратига Божия Михаила в Царицыне. Адрес: г. Москва, ул. Луганская, вл. 9-11. Представитель прихода сообщил, что проектная документация (стадия «П») по храмового комплексу полностью готова, в том числе, раздел, включающий газовую котельную, и сдана в экспертизу.
При этом помощник настоятеля уточнил, что приход вместе с проектировщиками хотели бы изменить в проекте цвет кровли храма и приходского дома на красный. Дело в том, что в Архитектурно-градостроительном решении, согласованном ранее Председателем Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополитом Рязанским и Михайловским Марком и затем Москомархитектурой, утвержден цвет кровли синий. В ближайшее время приходом будет подготовлен новый вариант и подан на согласование.
Вариант с синей кровлей
Проект
Земельный участок находится в Южном округе Москвы, в зоне сложившейся застройки. В непосредственной близости расположены офисные и торговые здания. На юго-востоке проходит Каспийская улица. Форма участка близка к трапециевидной. Рельеф участка без видимого уклона.
По проекту предусмотрено размещение следующих сооружений:
Подъезд к территории комплекса и выезд организуется со стороны Луганской улицы.
В комплекс входит основной храм во имя Архистратига Божия Михаила, приходской дом, церковная ограда с проездными воротами, ряд хозяйственных построек (церковная лавка, сторожка, автостоянка, сухой колодец,) газовая котельная и здание существующего храма.
В основу композиции основного храма была положена традиционная компоновка плана в виде «корабля», в центре которого пересекаются две оси (запад-восток и север-юг), образуя в плане крест. Над средокрестием четверика возвышается шатер с центральной главой, окруженной еще четырьмя главами.
Главный вход (на западном фасаде) расположен под шатровой колокольней и предполагает традиционное деление храма на паперть – притвор – трапезную – четверик – алтарь. Храм имеет четыре этажа: полуподземный подклет, 1-й главный этаж, 2-й промежуточный этаж в габаритах колокольни и мансардный этаж-хоры, выходящий клиросом в пространство четверика. Алтарь храма состоит из центральной апсиды и двух боковых – ризницы и дияконника – меньшей высоты. Северное и южное крылья четверика имеют отдельные входы на 1-й этаж. В южном крыле расположен еще и вход в подклет. Сообщение между этажами осуществляется по лестнице, расположенной около колокольни.
На паперть первого этажа западного входа ведут с улицы три лестницы, одна из которых оборудована подъемником для инвалидов.
Полуподземный подклет основного храма на отметке 2.850 используется под технические и служебные помещения только в зоне под помещениями четверика и алтаря. Имеет один вход в южном крыле храма. Планировка помещений подклета под четвериком и алтарем повторяет планировку на 1-м этаже храма.
Главный вход на 1-й этаж храма организован тремя лестницами, ведущими на крытое крыльцо – паперть. Крыша над папертью решена в металлических конструкциях, опирающихся на тонкие профилированные колонки, объединенные с перилами ограждения. Аналогичные навесы имеются над крыльцами южного и северного приделов. Южный вход в подклет храма также имеет навес над лестницей с шатровым завершением над площадкой входа.
Общая композиция основного храма решена в виде сложного объема, состоящего из центральной части четверика с двумя приделами, увенчанного восьмигранным шатром с центральной главой и четырьмя боковыми главами. Четверик храма объединен с шатровой колокольней трапезной, имеющей мансардный этаж хоров. Главная лестница, соединяющая все этажи храма выделена отдельным объемом с большим киотом на фасаде, который сбивает общую симметрию композиции здания с привязкой к местности, акцентируя направление главного входа в храм.
На восточном фасаде композицию завершает трехапсидный алтарь с высокой крышей, увенчанной главкой. Композиция в целом имеет высотную доминанту и рассчитана на дальнее восприятие со стороны железной дороги и заповедника «Царицыно».
Конструкции храма состоят из железобетонного основания (плиты) и железобетонных стен подклета до уровня 1-го этажа здания. Перекрытия подклета — железобетонные, опирающиеся на стены и железобетонные колонны. Выше отметки 0.00 стены храма имеют кладку из красного полнотелого кирпича толщиной 770 мм, местами 640 мм. Перекрытия в колокольне — плоские железобетонные, перекрытие 1-го этажа трапезной в центральной части – сводчатое, боковые нефы — плоские, перекрытие мансардных хоров – совмещенные с крышей.
В четверике храма кирпичные своды, опирающиеся на кирпичные стены и ж/б колонны, облицованные кирпичом, несут кирпичный восьмигранник, увенчанный шатром с главкой металлической конструкции. Над колокольней восьмигранный шатер с несущими металлическими конструкциями.
Кровельное покрытие всего храма — листовой крашеный металл. Все главки — золочение по металлу. Отделка стен здания предполагает снаружи обмазку по кирпичной кладке. Внутри – штукатурку стен, сводов. Полы подклета — керамическая плитка, полы 1-го этажа храма – плиты естественного камня (мрамор, доломит). Облицовка цоколя храма снаружи до отм. 0.00 — естественный камень (доломит, гранит). Из этого же камня покрытие площадок и ступеней входов.
Покраска фасадов основного храма решена по согласованию с Заказчиком: стены храма – (как вариант) белые, на их фоне выделяются киоты с образами. Цвет крыши – (как вариант) красный. Центральный шатер (как вариант) покрывается металлом с имитацией золочения. Столярные заполнения дверных и оконных проемов традиционные — деревянные, с раздельными оконными рамами. Снаружи окна и двери имеют окраску под моренный дуб — темно-коричневую. На фасадах имеются золоченые подзоры глав, закомар, карнизов алтаря, навесов крылец и киотов. Все главы и кресты золоченые.
Вариант с красной кровлей