Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка 22 декабря в храме преподобного Серафима Саровского в селе Льгово Рязанской области:
— В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали удивительные слова наставления, сказанные Самим Господом: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель».
Как воспринимать эти слова? Вспоминаю одну историю. Как-то на московском приходе, где я являюсь настоятелем, проводился ремонт, и небольшая калитка, через которую обычно заходят люди на территорию храма, была затворена. Зато стояли открытыми большие ворота, которые отверзаются по воскресным и праздничным дням. И вдруг одна прихожанка заявляет: «Не хочу входить через большие ворота! Откройте мне маленькую, «тесную» калитку…»
Конечно, такой буквализм в понимании заповедей неуместен. И, конечно, нам чаще приятнее ходить по широким тротуарам, ездить по широким дорогам, стоять в просторном храме с высокими сводами и так далее.
Мы любим простор, комфорт и удобство. Неслучайно сейчас так популярны эти слова: «комфорт» и «удобство». Но Господь говорит о том, чтобы мы стремились входить в Царство Небесное тесным путем. Что же Он имеет в виду?
Неужели грешно жить в больших квартирах, стоять в просторных храмах или ездить по широким дорогам? Нет, речь здесь идет о том, чтобы утеснять самих себя.
Вот другой образ – выплавка деталей на заводе. Сначала материал представляет собой практически бесформенную массу. Но срабатывает пресс, и получается замечательное изделие. Пресс – это форма: материал утеснили, зажали в рамки, и так было создано новое творение рук человеческих. Точно так же и в нашей жизни. Утесняя себя, мы «выпрямляем» свою душу.
Если же мы стремимся к исполнению своей воли, жить так, как нам хочется, то уподобляемся ребенку. Спросите любого малыша – чего он хочет? Он хочет гулять, есть мороженое, отдыхать и развлекаться и не хочет учиться, молиться и т.д.
Но если следовать этому принципу, то из ребенка не выйдет ничего хорошего. Это все равно, что оставить расти плодовое дерево, не подвязывая его, не ухаживая за ним. И тогда на нем не будет плодов. Точно так же, если мы не будем себя утеснять Божиими заповедями, не будем воздерживаться от недолжного, то не выйдет из нас никакого толку, и в Царствие Небесное мы не попадем.
Вот так нужно понимать слова Спасителя о тесном пути. Конечно, стремление к комфорту, к удобствам – не то что бы большой грех, но и не дорога ко спасению. Если человек потакает себе во всем в жизни обычной, то ему сложно будет утеснить себя и в жизни духовной. Если человек научится утеснять себя в малом, то научится так же поступать и в большом. Если человек станет воздерживаться в пище, в других своих повседневных потребностях, тогда и в своей духовной жизни он сможет применять к себе те же самые критерии и правила.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, идти тесным путем, не соблазняясь широкими дорогами, стараться входить тесными вратами, потому что иначе у нас не получится достичь Царства Небесного.