Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках

Настоятель: протоиерей Николай Крикунов.

Адрес: г. Москва, Большой Калитниковский пр., д. 11, стр. 1.

Официальный сайт храма: hramkalitniki.ru

Тел: 8 (495) 670-15-61; тел/факс (495) 671-45-57

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 29.03.2016 №6567 о передаче в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Всех скорбящих радости на Калитниковском кладбище, 1780 г., XIX в.».

93377

1024px-Церковь_Всех_Скорбящих_Радость_на_Калитниковском_кладбище

***

История

Калитниковское кладбище было основано в 1771 году за пределами города, когда после эпидемии чумы все захоронения в городской черте были запрещены, а в январе 1773 года на нем была освящена первая деревянная церковь. Однако храм сгорел, новый (с приделом Боголюбской иконы Божией Матери) был построен в 1780 году.

Существующая каменная церковь возведена в 1834—1838 годах по проекту архитектора Н. И. Козловского. Полное ее название, по некоторым сведениям, было следующим: «Празднество Чудотворному образу Пресвятыя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»». «Церковь построена иждивением разных усердных вкладчиков при главном участии в постройке титулярного советника Александра Петровича Карелина и московского купца Гаврилы Прокопьевича Кувшинова». (ЦИАМ, Арх.№, ф.454о.3.д.61.)

Под церковью был устроен подвал с усыпальницей семей титулярного советника А.П. Карелина и московского купца Г.П. Кувшинова главных покровителей и жертвователей храма. (ЦИАМ  ф.454.о.3.д.61.)

Митрополитом Филаретом совершено освящение храма. Деревянная церковь при новой каменной была определена «для временного, поставления в ней усопших».

***

Новая каменная Скорбященская церковь (как принято для краткости называть в народе) первоначально выглядела не совсем так, как мы ее привыкли видеть сегодня. Колокольни не было, ее пристроили позже, через 30 лет: «В 1868 году построена каменная колокольня иждивением церковного старосты, московского купца Андрея Архиповича Челнокова при содействии разных усердных вкладчиков с прибавлением 1670 р. серебром, от разных лиц пожертвованных на сей предмет». (ЦИАМ ф. О.766.д.718.)

По некоторым данным, колокольня сначала несколько отстояла от западной стены храма и только немного позже была соединена с храмом. Одновременно с постройкой колокольни была открыта главная нынешняя паперть и небольшой притвор под колокольней.

К сорокалетию каменного храма «Всех скорбящих Радость» церковный староста, 2-ой гильдии купец Иван Александрович Куприянов на свои средства полностью обновил потускневшую стенную живопись, иконостас со старинными иконами, приобрел новую утварь. По случаю обновления храма 17 августа 1875 года состоялось торжественное малое освящение. Это событие было освещено «Московскими церковными ведомостями». Содержание этой публикации помогает представить атмосферу того времени, значение, которое придавалось благотворительности и меценатству:

«Торжество освящения храма было тем отраднее и утешительнее для местных церковных служителей и прочих обитателей кладбища, что в памяти их еще живо грустное и тяжелое впечатление пережитой ими полтора месяца тому назад ужасной катастрофы, а именно пожара, постигшего в глухую ночь деревянную кладбищенскую церковь во имя Боголюбской Божией Матери. И.А. Куприянов ещё до времени вступления в должность старосты был одним из самых усердных вкладчиков и благотворителей кладбища. Так, например, в 1867 году он пожертвовал 1000 рублей на устройство каменной колокольни, устроена весьма ценная серебряная риза (вызолоченная) на храмовую икону Святого Благоверного Князя Александра Невского в теплом приделе и прочая. Господин Куприянов приобрел также на свои средства в собственность церкви дома церковнослужителей, просфорницы и отдельный дом для помещения раннего священника и помощника старосты.

С разрешения от епархиального начальства и притча, Куприянов Иван Александрович поручил роспись купола и стен внутри храма живописцу Д.М.Завьялову, имевшему ученую степень от Петербургской Императорской академии художеств. Устроение нового иконостаса и сплошное его золочение, равно и золочение риз, как на местных иконах, так и на стенных изображениях предоставил опытному в этом деле иконописному мастеру, московской второй гильдии купцу А. Е. Хомякову. Надо отдать производителям работ полную справедливость: оба они выполнили порученное им дело честно и добросовестно.

Обновленный храм действительно благолепен, живопись по стенам и преимущественно в куполе безукоризненно хороша, а залитый золотом иконостас, благодаря художественной резьбе, с одной стороны, и чистым золочением в рамках пред местными иконами с другой, положительно поражает своим блеском и великолепием.

Ко дню освящения храма господином Куприяновым приобретено было из церковной утвари несколько новых церковных вещей: между ними выдается большой напрестольный  серебро-позлащенный крест работы г-на Хлебникова, отличающийся своей простотою, но в высшей степени изящной отделкой. Кроме того, поновлена была вся прежняя церковная утварь, как-то: паникадило, подсвечники, лампады и прочее. На пол в обширном алтаре, а ровно и на солею с амвоном господин Куприянов приобрел новое красное сукно, которым поименованные места ко времени освящения храма и были обтянуты. Накануне дня освящения всенощное бдение в обновленном храме совершено было соборно настоятелем кладбища священником И.А.Уваровым в сослужении Покровского и Василия Блаженного соборов, священника Н.А.Копьева и местного раннего священника Д.И.Финикова.

Величественное и стройное пение полного хора певчих в форменных костюмах, под управлением г. Знаменского, блеск тысячи горящих свечей и лампад, умиление множества молящихся, — все это взятое вместе производило на душу потрясающее впечатление. С раннего утра 17 августа, по заранее разосланным пригласительным билетам, стали собираться многие из вкладчиков, чтобы присутствовать в торжестве освящения обновленного храма; стеклось также немало и простых прихожан.…  По окончанию литургии,  … возглашено было многолетие виновнику торжества «обновителю и благоустроителю сего святого храма, рабу Божию Иоанну».

Еще позднее появилась и пристройка к западной части храма, со стороны колокольни: «В 1881 году пристроена каменная ризница иждивением церковного старосты, московского купца Иоанна Александровича Куприанова». (ЦИАМ ф.454.о.3.д.61.).

Причем пристроенные к храму колокольня и ризница, как мы уже отмечали, по своим пропорциям и размерам полностью вписались в стиль первоначального архитектурного замысла, предложенного архитектором Н.И.Козловским.

Вот еще несколько описаний  архитектурных и строительных особенностей, «которые могут пригодиться потомкам для представления о первоначальном виде храма» (по данным 1887 г.):

«Длина церкви 45 аршин, в вышину 15 аршин, в ширину 21 аршин.

Цоколь облицован большим камнем, а прочее – всё  из кирпича.

Наружные стены гладкие, оштукатуренные известью.

Кровля на сводах церкви шатровая, выкрашена зеленой краской…

Кресты на церкви, колокольне и ризнице восьмиконечные, без завитков, вершины крестов гладкие.

Окна в ширину —  2 аршина (142,24 см), в вышину – 4 аршина (284,48 см), с прямыми перемычками, наличники гладкие, имеют отливы наружу, решётки в окнах – железные, прямыми штырями.

Входные двери железные, выкрашены зеленой краской, двое с северной стороны. Церковь внутри устроена крестообразно. Алтарь от храма отделяется иконостасом… Иконостасы в настоящей церкви и в приделах деревянные, сосновые. В настоящей церкви иконостас старинный, перенесен из бывшего Алексеевского монастыря в Москве вместе с иконами. В 1875 году иждивением церковного старосты, московского купца Иоанна Александровича Куприанова, возобновлен, вызолочен. Резьба помещена на золотом фоне. Царские двери резные, у царских  северных и южных дверей поставлены золоченые колонны. В приделах иконостасы крашеные, резьба и оклады икон – золоченые.

Пол каменный… выкрашен масляной краской темно-серого цвета.

На колокольне всех колоколов 7. На колоколах надписи: на большом:

«Тщанием ктитора сего Святого храма, Московского первой гильдии купца Андрея Архиповича Челнокова, иждивением вкупе с другими доброхотными дателями 1868 года января 21 дня. Отлит на заводе Александры Павловны Финляндской, урожденной Богдановой, в Москве. Весу 310 пудов 5 фунтов. Мастер Ксенофонт Веревкин». Второй колокол: «1868 года января 21 дня, Куприанов, весу 101 пудов 4 фунта» Третий колокол: «1868 года февраля 16 дня – 40 пудов 31 фунт. Челноков». Остальные малые.

Стены настоящей церкви расписаны иконописным письмом в 1875 году. Стенное письмо было возобновляемо. Настоящая церковь расписана вся, а трапезная покрыта масляным колером. Снаружи на стене над папертью есть иконное изображение, написанное в 1875 году, изображающее Господа Иисуса.

Иконы в иконостасе настоящей церкви старого письма. Записей на них не видать. Находящиеся в иконостасе иконы в своем первобытном виде сохраняются, а иконостас был возобновлен в 1875 году…» (ЦИАМ ф.454.о.з.д.61)

Эти выписки из Ревизионной ведомости 1887 года, с полным, сохранением орфографии и суховатого чиновничьего стиля, вдруг доносят до нас живое дыхание прошлого, забытого времени, когда делом чести было, будучи «доброхотными дателями», жертвовать на храм, на колокола и благоговейно следить за благоукрашением храма.

По преданию самые первые росписи храма были выполнены известным русским художником Боровиковским. Он был учеником киевской иконописной школы, его картинам посвящен один из залов Третьяковской галереи.

В 1905-1912 гг. стены украсились новыми росписями, и вот в таком уже виде храм дошел до наших дней. При этом иконостасы сохранились прежние, т.е. середины ХVIII века.

***

Начатые в 1834 году строительные работы, завершились полностью к 1888 году, и с тех пор, вот уже на протяжении почти 170 лет храм ежедневно собирает своих прихожан на молитву. Даже в пору самых суровых лихолетий он ни на день не закрывался. Отчасти это связано с тем, что кладбищенские храмы пострадали в меньшей степени а, с другой стороны, в 20-е годы храм «прибрали к рукам» т.н. «живоцерковники» — обновленцы, и церковь находилась в их власти вплоть до 1944 года.

***

Церковь «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках относилась по церковному делению к Ивановскому сороку, а по земскому делению к Нагатинской волости Московского уезда. Она являлась крупным землевладельцем. На обширных церковных землях размещались: кладбище, большой пруд, приходские дома с огородами и садами и разные хозяйственные постройки, а также гостиница для паломников и купцов, ставшая в дальнейшем самой большой в ивановском сороке богадельней для неимущих женщин духовного сословия.

Согласно архивным документам от 1842 года: «Земли при сей церкви в погосте и по дворам священнослужительским 30 653 квадратных сажен».

(ЦИАМ ф.203.о.766.д.718)

***

В 1890-е годы отделка интерьера церкви (ризница, иконостас) осуществлена архитектором И. Т. Барютиным.

В стенах храма похоронена блаженная старица схимонахиня Ольга.

hramkalitniki1

0_20882_53581af2_-3-l

03298_20110818_190636

 

1024px-Церковь_Всех_Скорбящих_Радость_на_Калитниковском_кладбище  03298_20060521_163640 03298_20131018_185624 03298_20140612_145310 03298_20150702_214337   hramkalitniki2

sje89al9tfh4hv47lx  OLYMPUS DIGITAL CAMERA

kalitnikovskoe

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru