Настоятель: архимандрит Феоктист (Димитров) (с 1 марта 2011)
Адрес: г. Москва, ул. Гончарная, д. 29/7, стр. 1
Официальный сайт храма: bolgarskoe-podvorie.com
Тел.: 8 (495) 915-62-88; Электронная почта pdv-29@mail.ru
Департамент городского имущества издал распоряжение от 04.05.2016 №10716 о передаче Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Успения в Гончарах, 1654 г., придел, 1702 г. Колокольня, 1790 г.» (а также здания храма, «Церковь Николы на Таганке, конец XVII в. Перестроена в начале XVIII в., арх. О.Д. Старцев» по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 20, стр. 2).
***
История
Храм Успения Пресвятой Богородицы расположен за Яузой, в районе большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счет выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов— бронников и котельников.
***
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.
Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения стала одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году.
***
Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.
В 1654 году местные гончары возвели себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора разместилась трапезная с приделом святителя Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была воздвигнута трехъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы фасады храма были покрашены в те же цвета, что мы видим сегодня.
Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В ее оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалеку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы мастера украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела святителя Тихона Амафунтского. На ней размещен один из излюбленных сюжетов художника — панно с изображением четырех евангелистов.
В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, дворы прихода сожжены. К 1836 году храм восстановили и частично перестроили.
В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, долгое время они не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм было огромным, а число причастников в Великий пост достигало нескольких тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 году Успенский храм становится подворьем Болгарской православной церкви.
В 1949 году в храме были проведены реставрационные работы.
***
В 2015 году настоятель подворья архимандрит Феоктист (Димитров) сказал: «Болгар здесь немного, это остатки болгарской диаспоры, которая работала в Москве. Московские болгары живут в основном в районе улицы Красного Маяка, где сейчас строится храм в честь святителя Киприана, митрополита Московского (по Программе строительства православных храмов в Москве – Ред.). Добраться от Маяка до Таганки бывает тяжело из-за расстояния и из-за того, что у болгар воскресенье — это единственный выходной день в неделю. Большая часть прихожан — русские».