— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Каждый человек, дорогие братья и сестры, оставляет в жизни свой след. Представьте себе путника, который идет по влажной земле или песку, оставляя за собой отпечатки ног.
Этот образ напоминает и о нашем жизненном пути. Каждый человек оставляет какие-то свои, свойственные ему, индивидуальные следы. Они носят самый разный характер, в зависимости от той жизни, которую прожил человек. Иногда это светлые, радостные отпечатки, иногда – величественные и мудрые, а иногда – грозные, трагические.
Мы восхищаемся, например, словами людей, которые через много веков доносят до нас свою мудрость, свое видение мира. Или наоборот, ужасаемся последствиями страшной жизни, которую вел тот или иной человек. Например, те, кто посещал бывшие концлагеря, рассказывают, как реально ощущали ужас от злодейств, которые там совершались.
Конечно, материальные следы деятельности человека нам воспринимать легче. Например, пирамиды, надгробные памятники, дворцы, здания, храмы и прочие сооружения. Или же плоды творчества – памятники литературы, искусства.
А что же происходит с нематериальными следами? Мы часто говорим о том, что у Бога ничего не пропадает. Так как же тогда молитвы, посты? Неужели все это стирается, уходит из истории, из жизни и не остается для потомков видимым, осязаемым? Неужели мы можем узнать о подвигах людей только по отзывам, по воспоминаниям, по описаниям в их житиях? Конечно, мы слышим доносящийся до нас через столетия глас свидетелей о том, как жили люди, какие подвиги совершали, какое духовное наследие приумножали. Однако свидетельство святости может носить не только описательный характер.
Сами камни, сами места, где подвизались угодники Божии, являются свидетелями их подвигов и трудов.
***
Сегодня святая Церковь отмечает память преподобного Саввы Освященного. Это удивительный человек, вся жизнь которого – подвиг. Когда ему не было и десяти лет, он пошел в монастырь, где усердно подвизался и молился. Монашеский постриг принял в 17 лет. Конечно, и у него были свои искушения: родители увещевали вернуться в мир, завести семью, жениться… Но избранник Божий остался верен своему призванию и продолжал трудиться.
Он отправился в Палестину, в обитель преподобного Евфимия Великого. Этот святой называл инока Савву отроком-старцем и вел к стяжанию высших монашеских добродетелей. По благословению игумена Евфимия молодой монах перешел в другую обитель, к авве Феоктисту, где пробыл послушником до 30-летнего возраста.
С именем Саввы Освященного связана история знаменитой Лавры, которую он основал в Иудейской пустыне. Здесь он молился, проливал слезы покаяния, творил бденные труды.
Преподобный Савва вошел в историю еще и тем, что был назван Освященным. Как это произошло? Конечно, подвижник еще при жизни стяжал благодать Святого Духа, получил освящение от Бога. Но назван Освященным был не поэтому, а потому, что явился одним из первых монахов, который стал еще и священником. Преподобный не только молился, постился, трудился, но еще и совершал служение иерея и именно потому получил наименование Освященного.
Минуло уже много веков с тех пор, но память о нем живет. Казалось бы, следы жизни преподобного Саввы, следы его трудов должны были давно исчезнуть – подобно следам путника, идущего по песку. Путник, бредущий по пустыне, через какое-то время видит, как отпечатки его ног теряются, как песок под действием ветра заметает их и всякое напоминание о том, что он здесь прошел, стирается навсегда. Но труды и молитвы не канут в Лету. Напротив. Всякий человек, который приходит в Лавру преподобного Саввы Освященного, ощущает разлитую повсюду благодать всем своим существом.
Вспоминаю последнее свое паломничество, когда в июле уходящего года посетил вместе с группой паломников эту древнюю обитель. Атмосфера трудов и молитв в Лавре преподобного буквально дошла до сердца каждого из нас. Все мужчины (поскольку туда могут войти только мужчины) чуть ли не на физическом уровне почувствовали благодать, которая ощущается в обители. Возможно, причина в том, что в иных святых местах не только совершается молитва, богослужения, но проходят тысячи, миллионы туристов, принося с собой дух рассеяния, расслабленности и праздности.
Другое дело – монастырь преподобного Саввы, куда добираются немногие и где на протяжении веков не прекращается молитва, где зримо присутствует свидетельство святой жизни преподобного Саввы Освященного и многих поколений монахов, которые здесь подвизались.
***
А мы, дорогие братья и сестры, порой малодушествуем, ленимся, говорим: «Ну, кому нужны наши покаянные слезы, кто видит наши труды?! Может, и не нужны наши молитвы Богу, ведь Он самодостаточен и не нуждается в наших молитвах».
Но еще раз повторю: у Бога в мире ничего не пропадает. И сохраняется не только материальная память, но и дух того места, где жил человек. Мы либо чувствуем себя там неуютно, либо, наоборот, ощущаем благодать, радость, и нашей души касается мир Христов, в котором жил человек.
Прославляя память преподобного Саввы, задумаемся и о том, что мы оставим после себя – дух молитвы, благочестия, добрых дел, мира Христова или нечто временное, тленное, да еще и вместе с нехорошей памятью.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, и нам ревности и усердия в служении Богу. Потому что мы сами создаем вокруг себя атмосферу, в которой живем, и зачастую даже не обоняем того греховного смрада, который нас окружает. И лишь посещая святые места, мы начинаем осознавать, как нужно жить, чтобы пребывать еще здесь, на земле, в животворной атмосфере благодати, радости и мира Христова. Аминь.