Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

30 Января 2019 г.

Доклад митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова

Международные Рождественские Общеобразовательные Чтения

Секция «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами»

Тема: «Духовно-нравственное воспитание личности: традиции и современность».

Председатель: митрополит Рязанский и Михайловский МАРК

Сопредседатель: Гришин Виктор Иванович – ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова

Время проведения: 30 января 2019 10:00-12:00

Место проведения: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; Стремянный пер., д.28, 1-й Исторический корпус, ауд. 251; м. «Серпуховская»

rozhdestvenskie-chteniya-glav rozhdestvenskie-chteniya5

Доклад митрополита Рязанского и Михайловского Марка

Уважаемый Виктор Иванович! Дорогие друзья!

Приветствую вас на нашей конференции в рамках Рождественских Чтений.

В 2019 году тема Рождественских Чтений посвящена новому поколению. Название темы: «Молодежь: свобода и ответственность».

Начнем с понятия свободы. В нашем сознании понятие свобода имеет мощный положительный заряд. На протяжении веков человечество мечтало о свободе, рассуждало о свободе, стремилось к свободе.

На страницах Библии — Божественного откровения мы также соприкасаемся с этой темой. Книга Ветхого Завета «Исход» посвящена освобождению еврейского народа из египетского рабства. Главный ветхозаветный праздник – Пасха отмечается в память спасения еврейских первенцев от смерти и исхода еврейского народа из египетского плена.

Итак, Ветхозаветное понимание свободы рассматривается как освобождение от внешней несвободы. Осознается, говоря современным языком, как освобождение от физических страданий, от унижений, от дискриминации по национальному и религиозному принципу и т.д.

На протяжении десятилетий древние евреи были рабами в Египте. В книге «Исход» говорится об этом так: «…Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1:13-14).

Конечно, такое существование было тупиковым для развития нации. С другой стороны, люди настолько привыкли к состоянию несвободы, что готовы были мириться с рабством ради «египетских котлов с мясом». Но пришел Моисей и дал своему народу свободу, вывел из египетского плена.

Другой подход к идее свободы мы встречаем в Новом Завете. Иисус Христос говорил, что главная свобода, которой может обладать человек, — это свобода не внешняя, а свобода от рабства греху и смерти. В этом и заключалась главная причина непонимания, возникшего между евреями и Христом. Евреи ожидали внешнего освобождения – теперь уже от ига Рима. Христос же возвещал им свободу духа! «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (от Иоанна: 8:32).

В новое время человечество также сосредоточило свои основные ожидания на достижениях свободы внешней, которую в своем сознании тесно связывало с благородными идеями справедливости и равенства. Яркий пример борьбы за идеалы свободы — война Севера и Юга в Америке. Отмена крепостного права в России. Кстати, знаменательно, что рабство в Соединенных Штатах, которые позиционируют себя главными борцами за гражданские свободы, было объявлено незаконным только в 1948 году!

Улучшение условий труда, 8-часовой рабочий день, выходные, отпуск, пенсия – все это достижения современного общества в рамках борьбы за гражданские свободы. Достижения важные. Но некоторые из них имеют и определенный «обратный» эффект. Так, замена человеческого труда на машинный и «компьютерный», конечно, влечет за собой повышение производительности труда, но с другой стороны — и сокращение рабочих мест, а значит – источников дохода многих семей.

Главное же – внешние свободы не гарантируют благоденствия и мира. Современное общество – яркое тому свидетельство! Сегодня при внешних свободах дух человечества оказался порабощен, как это было во времена Ветхого Завета.

Почему это произошло? Почему нравственное состояние современного общества за эти «годы свободы» деградировало до ужасающих результатов?

Потому что свобода в самом широком смысле слова предполагает высвобождение не только наилучших качеств в человеке, но и наихудших. В христианстве же стремление к свободе сопрягается с развитием чувства высочайшей ответственности человека за каждое его деяние по отношению к себе и к другим людям. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (от Матфея, 12:35).

Представляете, какая высочайшая мера ответственности, с точки зрения Евангельской этики! Ответственность не только за дела, но даже за слова и за мысли!

А ведь достаточно на минуту прислушаться к любому нашему обыденному разговору, посмотреть телевизор или включить компьютер и прочитать те или иные комментарии в интернете, чтобы понять, насколько мы, современные люди, безответственно разбрасываемся словами.

Итак. В христианстве свобода добровольно ограничивается ответственностью. Она перестает быть буйной, безудержной, причиняющей боль и ущемляющей свободу другого человека.

Личность человека в Церкви обретает гармонию. Целью его жизни становится стремление к свободе евангельской – к свободе от греха. К свободному и ответственному выбору Христа и Его учения о любви к Богу и ближнему.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru