29 января в Храме Христа Спасителя прошел семинар для настоятелей строящихся храмов в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXXIII Международных Рождественских Образовательных Чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Со своим докладом выступил иконописец, член-корреспондент Российской Академии Художеств, руководитель творческой мастерской «Царьград» Дмитрий Александрович Трофимов «Технология сохранения росписи. Защита от копоти икон и фресок»:
— Дорогие Отцы, братья и сестры!
Сегодня хочу поделиться с вами опытом проектирования и создания подсвечников и канунов, которые минимизируют влияние копоти. Думаю, для всех это болезненная тема. На этих фотографиях вы можете видеть храм в Македонии, где абсолютно черные стены, только видны нимбы. Две другие фотографии – это фрагменты моей росписи, светлые места – это не солнечные зайчики, это то, что я ластиком протер. Все остальное – черное. Это храм, который был расписан семь лет назад, и, вот, уже вы видите, в каком это все состоянии. И сразу скажу, что промывать копоть очень опасно, потому что она въедается вместе с водой, даже с мыльной водой. Вы сначала ее протираете ластиком, и только потом аккуратно промываете. И потом опять закрепляете двумя слоями лака, то есть это очень сложная процедура, которую можно доверить только профессионалам.
Для меня это личная болезненная тема, поэтому я давно стал задумываться над тем, как же можно уберечь и свои росписи, и росписи других художников, и древние росписи, которые находятся в храмах, где ведутся богослужения. Это часто бывают уникальные росписи – и XVII века. И я понял, какие основные факторы влияют на закопчение.
Первый фактор – это утепленность стен и потолков, потому что конденсат, который и притягивает копоть, он появляется именно там, где теплопроводность очень слабая. Поэтому на это надо обращать внимание.
Второй фактор – качество свечей. Я думаю, что батюшки все знают – если это натуральный воск, то он дает меньше копоти. Надо обращать внимание на то, что даже свечи, которые по номенклатуре обозначаются как восковые, могут иметь в составе до 50-60 процентов парафина и церезита. Церезит – это вещество-отвердитель, которое очень плохо влияет на здоровье людей, поэтому использование восковых свечей – это здоровье не только храма, но и прихожан, и священников.
Третий фактор – это количество свечей и место, где эти свечи возжигаются в храме. Мы знаем, что наши греческие и болгарские братья стараются это делать в галерее. Но мы все понимаем сложности по выносу двух больших подсвечников в галерею.
И только четвертый фактор – это вентиляция, потому что даже хорошо устроенная вентиляция в куполе только рассредоточивает копоть, но не минимизирует ее.
Когда я стал задумываться, как с этим бороться, первые эскизы появились в 2020 года. Я придумал подсвечник с куполом. В течение года мы проводили исследования, были построены коробки, в которых сжигались свечи, в течение двух месяцев мы сожгли 16 тысяч свечей и смотрели, что можно сделать. Пытались найти возможность сделать не просто купол, а купол с фильтром. Работали с институтами, в том числе, с Пензенским строительным университетом, и с компанией Реко, которая занимается вентиляцией.
Использование фильтра возможно только при принудительном оттоке воздуха, а ставить на подсвечник вентилятор в сегодняшних условиях невозможно и нецелесообразно. Поэтому был придуман просто закрытый купол, который минимизирует поднятие копоти вверх. Тяжелые фракции копоти оседают в этой ситуации на подсвечнике. Здесь и художественная история интересная, в то же время лампадка под маленьким куполком.
Были сделаны эскизы – это подсвечники, но, конечно, мы понимаем, что максимальная защита от копоти – только большие свечники с принудительной вентиляцией. Нашей мастерской «Царьград» были разработаны разные кануны или подсвечники огромные с вентиляцией. Как видите, они в разных стилях, потому что для каждого храма, который имеет свое стилистическое лицо, должен быть канун в интерьере, соответствующий этой стилистике.
Храм святителя Николая на Кипре, в Лимасоле. Здесь подсвечник примыкает к кануну, канун примыкает к столбу, вокруг которого киот, и в этом столбе находится вентиляционная шахта, которая выбрасывает копоть наружу.
Еще очень важный момент, который хочу показать. С одной стороны – стена, а с двух сторон находится стекло. Это не только выход копоти направо и налево. Но и еще один важный момент: я думаю, на него обращали внимание, копоть рождается, когда пламя свечи колеблется. И вот это максимальное заграждение потоков воздуха позволяет создать более плавное горение.
Вот другие подсвечники в других храмах (показывает на презентацию – Ред.). Здесь разная стилистика и разная степень сложности этих подсвечников, они все с принудительной вентиляцией. Но мы понимаем, что в храме есть подсвечники, которые уже там находятся, и для этого мы изготавливает подсвечники с куполами, которые минимизируют копоть. Но что же делать, если в храме огромное количество подсвечников уже куплено. Для этого я придумал съемные купола, которые можно устанавливать на уже имеющиеся в храме подсвечники. Они разной сложности, разной стилистики. Монтаж занимает 10-15 минут, это легкое по конструкции изделие, купола можно быстро смонтировать на все подсвечники.
Хочу сказать, что, конечно, всех этих проблем можно избежать на стадии хорошего проектирования храмов. Прежде всего, это теплоизоляционные свойства стен – стена храма не может быть меньше 96 см в кирпиче или в адекватной технологической замене. И то же самое своды, потому что своды – это самое критичное место. Иногда в храмах своды вообще не утепляются или утепляются самыми дешевыми «роквулами», плитами, которые или рабочие плохо устанавливают, потом они куда-то смещаются. В итоге «скорлупа» бетонная, 20 сантиметров, стандартная в храмах, оказывается голой. Естественно, что она становится холодной, конденсат и копоть туда прилипают.
И, конечно, во всех храмах, я считаю, нужно вводить нормы. Во-первых, это вентиляционные шахты для кадильных шкафов в алтарях, современные архитекторы на 90 процентов вообще не знают этой проблемы. И я бы еще предложил в будущих проектах проектировать вентиляционные шахты в столбах храмов, особенно в центре, где это легко сделать, и к этим столбам можно пристраивать большие подсвечники с вентиляцией, чтобы можно было создавать дымоудаление. И если над этим мы будем думать, то мы сможем сохранить церковную культуру для наших будущих поколений.
Благодарю за внимание.
***