Елена Владимировна Готкина, главный бухгалтер Некоммерческого Партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии», на семинаре для настоятелей строящихся храмов, который прошел 23 мая в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства», в своем сообщении освятила вопросы, связанные с деятельностью ФХУ и «ЕСЗ МП»:
— В деле храмостроительства важную роль занимает документальное сопровождение всех этапов работ. В первую очередь, это документы, на основании которых оформляется все строительство. В бухгалтерском учете такие документы называются «первичные». И именно о них пойдет речь.
На всех стройках московской программы строительства храмов ФХУ выступает Заказчиком, приходы — инвесторами. На ряде строек «ЕСЗ МП» выполняет функции генподрядчика и/или техзаказчика.
Первичные документы между этими организациями циркулируют постоянно, и на их основании каждая из сторон понимает состояние выполненных работ по строительству, а также наличие оплат и задолженностей с целью дальнейшего финансирования.
В рамках взаимодействия ФХУ и ЕСЗ МП с приходами не один год существует ряд проблем, касающихся первичных бухгалтерских документов.
Из основополагающих проблемных моментов это:
Часто такие упущения аргументируются занятостью или отсутствием бухгалтера.
Однако хочу обратить внимание, что данные ситуации создают искаженную картину в бухгалтерском учете ФХУ и ЕСЗ МП по строительству объекта.
Например, в случае если:
Таким образом, из изложенных практических примеров видно, что первичные документы — это основа для достоверной информации по строительству объекта, для своевременного финансирования строительства, а также для принятия правильных управленческих решений.
Немаловажной и острой проблемой являются ситуации, когда приходы своими силами строят храмы или помещения в составе храмового комплекса.
Часто, находя способы самостоятельного ведения строительства, приходы не оформляют первичные документы. Т.е. нет информации о том, сколько затрачено на такую постройку. При получении Разрешения на ввод в эксплуатацию объекта ФХУ запрашивает от прихода реестр затрат на самостоятельно проведенные работы с приложением копий первичных документов.
Без этих данных ФХУ не может принять такой объект к учету и передать приходу по причине отсутствия подтвержденной стоимости такой постройки.
Если приходы не формируют затратную часть строительства, которая подтверждается первичными документами, настоятелю в таком случае необходимо будет произвести оценку в оценочной компании за счет прихода. Часто оценка затягивается, что влечет за собой нарушение законодательства при введении в эксплуатацию построенных объектов.
Просьба к настоятелям!
Подводя итог сказанному, хочется обозначить общие рекомендации по озвученным выше проблемам:
Также напоминаю, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (№ 402 от 06.12.2011г.) руководитель организации несет всю полноту ответственности за ведение бухгалтерского учета наряду с главным бухгалтером. И вы, уважаемые настоятели, являясь руководителями храмов, также несете ответственность за правильность оформления первичных документов.
Надеюсь на Ваше оперативное содействие!
А специалисты ФХУ и ЕСЗ МП готовы Вам помогать по всем сложным вопросам учета!
Благодарю за внимание!