Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

30 Мая 2022 г.

Главный бухгалтер НП «ЕСЗ МП» Е.В. Готкина призвала настоятелей новых московских храмов активизировать взаимодействие с бухгалтериями ФХУ и ЕСЗ МП

Елена Владимировна Готкина, главный бухгалтер Некоммерческого Партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии», на семинаре для настоятелей строящихся храмов, который прошел 23 мая в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства», в своем сообщении освятила вопросы, связанные с деятельностью ФХУ и «ЕСЗ МП»:

— В деле храмостроительства важную роль занимает документальное сопровождение всех этапов работ. В первую очередь, это документы, на основании которых оформляется все строительство. В бухгалтерском учете такие документы называются «первичные». И именно о них пойдет речь.

На всех стройках московской программы строительства храмов ФХУ выступает Заказчиком, приходы — инвесторами. На ряде строек «ЕСЗ МП» выполняет функции генподрядчика и/или техзаказчика.

Первичные документы между этими организациями циркулируют постоянно, и на их основании каждая из сторон понимает состояние выполненных работ по строительству, а также наличие оплат и задолженностей с целью дальнейшего финансирования.

В рамках взаимодействия ФХУ и ЕСЗ МП с приходами не один год существует ряд проблем, касающихся первичных бухгалтерских документов.

Из основополагающих проблемных моментов это:

  • периодическое отсутствие этих документов у одной из сторон;
  • несвоевременная передача другим сторонам;
  • неотражение документа в бухгалтерском учете прихода.

Часто такие упущения аргументируются занятостью или отсутствием бухгалтера.

Однако хочу обратить внимание, что данные ситуации создают искаженную картину в бухгалтерском учете ФХУ и ЕСЗ МП по строительству объекта.

Например, в случае если:

  • Акты не переданы обратно в ФХУ и ЕСЗ МП, в бухгалтерском учете будет отражено недостаточное выполнение работ;
  • Акт не проведен только у прихода (инвестора), то настоятель не будет понимать, за что ему выставляется счет, и в ходе сверки прихода с ФХУ и ЕСЗ МП данные не сойдутся.

Таким образом, из изложенных практических примеров видно, что первичные документы — это основа для достоверной информации по строительству объекта, для своевременного финансирования строительства, а также для принятия правильных управленческих решений.

Немаловажной и острой проблемой являются ситуации, когда приходы своими силами строят храмы или помещения в составе храмового комплекса.

Часто, находя способы самостоятельного ведения строительства, приходы не оформляют первичные документы. Т.е. нет информации о том, сколько затрачено на такую постройку. При получении Разрешения на ввод в эксплуатацию объекта ФХУ запрашивает от прихода реестр затрат на самостоятельно проведенные работы с приложением копий первичных документов.

Без этих данных ФХУ не может принять такой объект к учету и передать приходу по причине отсутствия подтвержденной стоимости такой постройки.

Если приходы не формируют затратную часть строительства, которая подтверждается первичными документами, настоятелю в таком случае необходимо будет произвести оценку в оценочной компании за счет прихода. Часто оценка затягивается, что влечет за собой нарушение законодательства при введении в эксплуатацию построенных объектов.

Просьба к настоятелям!

  • Взять под особый контроль строительство своими силами храмов\помещений храмовых комплексов,
  • и если сейчас у кого-то происходит такое строительство, то озадачиться этим вопросом и начать собирать подтверждающие первичные документы, во избежание дальнейших проблем по постановке Вашего здания на бухгалтерский и налоговый учет ФХУ.

Подводя итог сказанному, хочется обозначить общие рекомендации по озвученным выше проблемам:

  • Проявить настоятелям должную заинтересованность к первичным (строительным) документам, контролировать, своевременно заносить в программу и возвращать остальным сторонам для отражения в бухгалтерском учете;
  • Обеспечить наличие грамотного бухгалтера у прихода строящегося храма;
  • Взять под контроль! и своевременно отправлять в ФХУ платежные документы по оплатам услуг договоров (где ФХУ – Заказчик, а приход — Плательщик);
  • В ходе строительства своими силами уделить особое внимание сбору первичных документов, формирующих стоимостную оценку такого объекта, во избежание дальнейших проблем с законодательством и более серьезных затрат;
  • Более плотно общаться с бухгалтерией ФХУ и ЕСЗ МП, инициировать со своей стороны сверку по взаиморасчетам, чтобы избегать недопонимания по оплатам и своевременно контролировать финансирование.

Также напоминаю, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (№ 402 от 06.12.2011г.) руководитель организации несет всю полноту ответственности за ведение бухгалтерского учета наряду с главным бухгалтером. И вы, уважаемые настоятели, являясь руководителями храмов, также несете ответственность за правильность оформления первичных документов.

Надеюсь на Ваше оперативное содействие!

А специалисты ФХУ и ЕСЗ МП готовы Вам помогать по всем сложным вопросам учета!

Благодарю за внимание!

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru