Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

27 Января 2017 г.

Храмы должны стать видимыми свидетелями нашей традиции и нашей эпохи чудесного возрождения Церкви. Доклад Михаила Юрьевича Кеслера «Поиски стиля – храм начала XX и XXI веков»

26 января в Союзе архитекторов России состоялась конференция «Храмостроительство в России начала XX и XXI веков». Конференция была проведена в рамках XXV Международных Рождественских образовательных Чтений «1917–2017: уроки столетия» по направлению «Традиции православного храмостроительства».

Председатель конференции — Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви.

Куратор конференции — протоиерей Андрей Юревич, архитектор Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви.

Среди прочих выступлений с докладом «Поиски стиля – храм начала XX и XXI веков» на конференции выступил Михаил Юрьевич Кеслер, председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым сооружениям:

— Каждая эпоха в истории отечественного храмоздательства характеризовалась каким-либо архитектурным направлением, стилем, отражающим в первую очередь духовное состояние общества, а также его эстетические предпочтения. И всегда было преемственное развитие с опорой на предыдущий опыт, традицию, ее творческое переосмысление.

В начале ХХ века в храмовой архитектуре на смену русскому стилю, опирающемуся на образцы храмов преимущественно XVII века, приходит неорусское направление. В нем уже нет стремления к чисто внешнему подражанию древнерусским оригиналам. Взяв за основу одну из тем древнерусского зодчества, архитекторы создают композиции, лишь ассоциативно напоминающие прообразы.

Впервые новый подход был осуществлен художниками абрамцевского кружка В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым в проекте церкви Спаса Нерукотворного (1880-1882) в усадьбе А.С. Мамонтова в Абрамцеве. За основу были приняты мотивы псково-новгородского зодчества ХIV-ХV веков, которые они творчески интерпретировали.

В архитектуру храмов неорусского направления стали вплетаться мотивы популярного в светском зодчестве стиля «модерн». Зодчие неорусского стиля стремятся не к точным копиям исторических форм, а к свободной их интерпретации, иногда несколько утрированной.

В неорусском стиле работают такие мастера архитектуры, как Щусев, Покровский, Шехтель, Бондаренко, Косяков и многие другие. Несмотря на индивидуальный почерк каждого мастера, их проекты объединяет единый стилистический подход, который мы и называем стилем «модерн» или «неорусским стилем». Это был последний этап русского храмоздательства перед катастрофой 1917 года.

Для русского храмоздательства ХХ век оставил 70-летнюю брешь, в которой была утеряна преемственность тысячелетнего опыта. В этот период храмовая архитектура интересовала лишь историко-архитектурную науку, которая рассматривала храмы с идеологической точки зрения, то есть как мертвые памятники архитектуры, да небольшую группу реставраторов.

Это не могло не сказаться на современном этапе храмоздательства, когда начинать пришлось буквально заново, при отсутствии системы образования храмоздателей. Поэтому практика современного этапа строительства православных храмов в России ориентируется в основном на повторение стилей прошлых эпох или их смешение, зачастую без учета современных эстетических, функциональных, инженерных и прочих условий.

За последние три года Союз архитекторов России совместно с Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкови и Гильдией храмоздателей провели несколько конкурсов, где ставилась задача поиска образа православного храма XXI века. Однако каждый участник представлял свое личное видение поставленной задачи, которое не было скреплено с другими участниками конкурса объединяющей идеей, идеологией, каким должен быть этот образ. До сих пор у нас нет четкого богословского, церковного обоснования такого видения. Такая задача стоит сегодня перед недавно созданным Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Прежде чем давать экспертные оценки произведениям храмовой архитектуры, нам необходимо выработать единые критерии такой оценки, которые отражали бы позицию Церкви: «что такое хорошо и что такое плохо».

Опорой нам могут служить высказывания священноначалия на тему современного храмоздательства, о традиции и новаторстве.

Так, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ 29 января 2016 года, в частности, сказал: «Устойчивое развитие общества может осуществляться только при правильном взаимодействии традиционного и новаторского начал. Если будет только традиция, но не будет новаторства и движения вперед, то развитие человеческой цивилизации остановится. Да такого и быть не может, потому что Бог создал человека, предрасположив его к творчеству. А результатом творчества всегда является новое….Творчество и новации — это тоже часть Божественного замысла… А традиция — это то, что помогает людям выбирать из всего нового только самое важное и существенное, то, что само потом становится частью традиции. Традиция — это некий фильтр, но не бездумный, не безыдейный, а имеющий в основе своей Божественное начало, Божественный критерий».

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви также высказывался о задаче следования традиции: «Проектирование и строительство христианского храма на протяжении многих веков были главным делом и венцом творчества архитекторов. В разные исторические эпохи церковные зодчие, обращаясь к опыту мастеров прошлого, пытались заново осмыслить вечные духовные истины и на языке, понятном современникам, воплотить их в своих работах. По храмам, которые мы строим сегодня, о нашем времени будут судить наши потомки. Поэтому так важны все вопросы, связанные с проектированием».

Очень важную мысль о необходимости выработки общего стиля в храмовой архитектуре и вообще в церковном искусстве, так сказать «культурном коде» эпохи, выразил в статье, помещенной в Журнале Московской Патриархии, председатель Экспертного совета протоиерей Леонид Калинин. «Вопрос сохранения единообразных традиций церковного искусства, иконографии, церковного пения – иначе говоря, видимого и слышимого наследия Церкви – не что иное, как вопрос нашего единства!   Надо сохранить аутентичность православного образа и нашей общности. Иначе с утратой единого «культурного кода» расплывется и в конце концов исчезнет и само единство Церкви и православной веры».

Таким образом, перед богословами стоит задача разработки концепции образа современного православного храма, а перед архитекторами-храмоздателями — воплощения этой концепции в проектировании храмов, которые должны стать видимыми свидетелями нашей традиции и нашей эпохи чудесного возрождения Церкви.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru