Сегодня в Финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви (Гагаринский переулок, 18/2) состоялась встреча члена Союза архитекторов России, учредителя персональной творческой мастерской Алексея Анатольевича Мамонова с руководителем архитектурных программ ФХУ протоиереем Андреем Юревичем.
Главной темой обсуждения стал новый проект будущего храма преподобного Сергия Радонежского в Гольяново (ул. Красноярская, 11, напротив). Эта площадка входит в Программу строительства православных храмов в Москве. Участие в совещании также принял помощник настоятеля гольяновского прихода Владимир Алексеевич Иванов.
Мы попросили Алексея Анатольевича немного рассказать о своем новом проекте, который уже разработан на стадии АГР (БУКЛЕТ):
— Была такая история, — начал свой рассказ известный архитектор. — Мы увидели этот храм в стиле раннемосковской архитектуры XV века. Белокаменной. Эта архитектура как раз восходит ко временам преподобного Сергия Радонежского. Так просил и заказчик – приход, так и мне самому нравилось. Я очень люблю этот период.
Надо сказать, что площадка в Гольяново непростая. Сложность заключается в том, что она практически примыкает к МКАД. Участок под храм расположен фактически в зоне отчуждения. А поскольку алтарная абсида ориентирована на МКАД, от которого исходит и шум, и все остальное, связанное с движением транспорта, то хотелось отгородить непосредственно само здание храма — сооружениями, которые выполняли бы функцию приходских зданий. Это приходской дом. Всевозможные общественные помещения. Помещения, связанные с социальной и хозяйственной деятельностью. В итоге получился ансамбль, напоминающий монастырь.
По линии Красноярской улицы выстраивается сам храм. К нему справа и слева через переходы примыкают колокольня и крестильня, а за ними расположились общественные и хозяйственные постройки, образуя внутренний дворик.
Впоследствии было пересмотрено первоначальное стилистическое решение. Поскольку храм окружают новостройки, решили сделать его в более современном стиле. Простом и лапидарном, сохранив планировочную схему комплекса. Храм и остальные постройки были сделаны ближе к Псковско-новгородскому стилю с элементами современной архитектуры, которая в хозяйственных и общественных постройках достигает своего апогея.
Если в сакральной части храма сохраняется принадлежность к определенному историческому стилю, близкому к традиции, то в приходских зданиях преимущественно использована пластика стены в сочетании с большими оконными проемами и скатными кровлями.
***
— Самая сложная проблема в современной архитектуре, — продолжил Алексей Анатольевич, – это, с одной стороны, необходимость соблюдать традиции, которые вытекают даже просто из потребностей верующих, с другой – необходимость отражать наше современное мироощущение. И здесь заложен некий конфликт.
Может быть, он вызван тем, что мы слишком небольшое время существуем в ситуации, когда свободно можем творить в этой области. Мы в процессе становления. И не выработали своего языка. Мы еще на пути. Поэтому существует столь неутолимая жажда обращения к традициям. Однако при этом присутствует твердое ощущение, что бесконечно нельзя это эксплуатировать. Надо и пора какое-то свое слово сказать. И в этом балансирующем состоянии приходится постоянно работать.
По моему мнению, наиболее реальный путь – искать в традиционной архитектуре те ниши, которые не были разработаны нашими предками, сохраняя традицию и общий строй архитектуры, находить какие-то новые решения. Брать за основу архитектуру XV, XVI и отчасти XVII веков, когда был наибольший подъем и духовный, и в области архитектуры и изобразительного искусства.
***
По проектам Алексея Анатольевича Мамонова возведено множество храмов, в частности, такие замечательные памятники современной архитектуры, как: храм Серафима Саровского в Раеве (по Программе строительства православных храмов в Москве), Дмитрия Донского на Полярной (по Программе), Священномученика Владимира, митрополита Киевского, в Свиблово, Преподобного Сергия Радонежского в Спасском (Пушкинский район Московской области), Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, храм Всех Святых в Филевской пойме, храм Преподобного Сергия Радонежского в селе Товарково Владимирской области, храм Всех святых, в земле Русской просиявших, в поселке Белозерский Раменского района и др.
Сейчас в Музее архитектуры проходит персональная выставка Алексея Анатольевича, где представлены фотографии, эскизы, чертежи храмов этого знаменитого художника. Наряду с архитектурой выставлены работы скульпторов, с которыми сотрудничает Мамонов при строительстве храмов.
Почти все храмы автора обладают в той или иной степени скульптурными деталями. В наше время достаточно редко встречается прием, когда скульптура включается в архитектуру в качестве декоративного и смыслового элемента. А традиция сама по себе древняя, восходящая к Владимиро-суздальской школе XII века. Храм Покрова на Нерли (1165 год).