С 12 мая возобновлено строительство кирпичной ограды вокруг храмового комплекса Успения Пресвятой Богородицы на западе Москвы, на улице Нежинская. Ведется кладка северной стороны. Затем будет произведена обмазка.
Напомним, храм был возведен компанией «Хельга» и введен в эксплуатацию в 2024 году. При этом ограда не была полностью готова. Подрядчик обещал в теплое время года вернуться на площадку и завершить все работы. И он сдержал слово. Ограду планируется закончить в июне.
Кроме того, рядом с храмом была устроена вентшахта. Ее внешний вид подсобного здания портит весь облик церковного ансамбля. Настоятелем храма протоиереем Иоанном Чураковым было принято решение облагородить строение и преобразить его в маленькую часовенку.
Проект практически готов. На днях его покажут руководителю «Хельги», который уже согласился выполнить соответствующий фронт работ.
А в августе приход намерен подавать прошение Святейшему Патриарху на освящение храма.
В будущем при храме планируется построить приходской дом вместо временного.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском
ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ
Адрес: ЗАО, ул. Нежинская, д. 4
Архитекторы: С. Г. Гончаров, Д. В. Родионова, В. А. Абрамов
Проектировщик: ООО «Центр Православного Зодчества»
Благотворитель: Московская Патриархия
Годы строительства: 2019–2024
Настоятель: протоиерей Иоанн Чураков
Вместимость: 500 человек
За основу архитектурного облика храма взят образ собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490 г.). Внешний цоколь выполнен из натуральных каменных блоков. Стены храма кирпичные, оштукатуренные «под рукавицу», завершаются фигурной кладкой. Кровля состоит из трех рядов закомар с медным покрытием. Венчает церковь золотой шлемовидный купол.
Храм Успения Пресвятой Богородицы возводится в память об утраченной святыне — деревянной церкви XVII столетия в Аминьеве.
На территории современного района Матвеевское располагались одноименная деревня, а также села Волынское и Аминьево.
Свое название Аминьево получило, вероятно, по прозвищу владельца села Аминя, о котором сохранилась запись в летописи, свидетельствующая о том, что в 1348 году князь Симеон Гордый «посла в Орду Федора Глебовича, да Аминя…ко царю (хану) жаловатися на Ольгерда». В 1572 году Аминьево упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного: «…село Аминево… со всем по тому, как было при мне», царь завещал отдать (как и Волынское) старшему сыну.
В писцовой книге есть запись за 1627 годом: «За стольником за князем Васильем Ивановым сыном Турениным старое ево поместье сельцо, что было село, Аминьево, на речке на Сетуне, усть речки Вешки, а в сельце место церковное Успения Пресвятые Богородицы…» В 1641 году боярин Борис Иванович Морозов, один из самых богатых людей в России, воспитатель царя Алексея Михайловича, построил здесь новую деревянную церковь с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
В 1646 году Аминьево приобрел патриарх Иосиф, и село стало патриаршей домовой вотчиной. После упразднения патриаршества Аминьево перешло в ведение Святейшего Синода. Позже, когда проходила секуляризация церковных земель, село было передано в Ведомство государственного имущества.
В переписных книгах 1701 года сохранилось описание роскошного внутреннего убранства Успенской церкви с приделом во имя Николая Чудотворца. Однако в 1762 году храм сгорел после удара молнии. В 1768 году по просьбе прихожан была привезена и установлена на новом месте церковь из упраздненного Новинского монастыря. Через село тогда проходил торговый путь (ныне Аминьевское шоссе), соединявший Смоленский и Боровский тракты. Рядом с дорогой и находилась церковь.
Однако в Отечественную войну 1812 года, по некоторым данным, храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен и сожжен французами. А на этой земле вновь поставлена деревянная часовня, рядом с которой находилось кладбище. Необычно то, что часовня была с колоколами. Можно предположить, что она все же не была новым строением — просто от сгоревшей церкви осталась колокольня, которая использовалась в последующем как часовня для отпевания жителей округи перед захоронением на погосте. Местное население сохранило память о своей церкви и день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа по старому стилю, отмечали как храмовый праздник.
Археологические исследования в долинах рек Раменки и Сетунь выявили курганные группы и селища, свидетельствующие о существовании здесь жилых домов как минимум с XIII века. Однако первое упоминание деревни Матвеевская относится к XVII веку. Есть версия, что она получила название по имени владельца — Матвея Голенищева-Кутузова (деда знаменитого русского полководца М. И. Кутузова), что, однако, не подтверждается письменными источниками. Как и многие соседние села и деревни, Матвеевское входило в состав владений московских митрополитов. Матвеевские крестьяне никогда не знали крепостного права и власти помещика.
Активное развитие деревни началось с 80-х годов XIX века, когда через ее территорию прошла линия железной дороги, однако церкви в деревне не было, ее жители ходили в храмы Волынского и Аминьева.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, через Аминьево, Матвеевское и Очаково пролегла третья линия обороны Москвы: «Кунцево–Подольск». До сих пор в пойме рек Сетуни и Раменки сохранились остатки военных укреплений.
В 1960-е годы село Аминьево, деревня Матвеевская и другие окрестные территории вошли в черту города Москвы. Началась массовая застройка. Открылись детские сады и общеобразовательные школы. Новый микрорайон Матвеевское сложился к середине 1970-х годов. Точные координаты храма Успения Пресвятой Богородицы в Аминьеве считались утерянными. Однако по спутниковым снимкам и картам удалось восстановить местонахождение часовни-колокольни.
В 1997 году православные жители района создали общину храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском и получили благословение Патриарха Алексия II на воссоздание порушенной святыни. Люди неустанно просили управу района возвести небольшую церковь на историческом месте, но в итоге выделили другой участок на улице Нежинская, на правом высоком берегу реки Сетуни.
В 2002 году настоятелем храма был назначен протоиерей Михаил Рязанцев. Много лет в любую погоду местные жители регулярно собирались у Поклонного креста на молебны под открытым небом. В 2013 году, ко Дню города, на месте будущего храма на благотворительные средства возвели деревянную часовню в честь Владимирской иконы Божией Матери. 7 сентября 2013 года протоиерей Георгий Студенов в сослужении настоятеля храма иерея Михаила Рязанцева совершил ее освящение. Через два года здание перестроили в храм.
11 сентября 2015 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем был назначен протоиерей Иоанн Чураков, и через 10 дней, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября, была отслужена первая Божественная литургия. 2 января 2016 года состоялось малое освящение. С тех пор на приходе не прекращается богослужебная жизнь.
Немного позднее в храме был расширен алтарь и пристроена трапезная часть, однако церковное строение все равно не вмещало всех желающих, и людям приходилось стоять на улице.
Работа над проектом основного храма велась с начала 2000-х годов разными проектными организациями. Наконец, в 2015 году было принято решение довериться архитекторам ООО «Центр Православного Зодчества». Весной 2020 года начались земляные работы по устройству котлована. Этого события верующие ждали более 20 лет!На сегодняшний день храм построен. В планах возведение просторного дома причта.
С 2017 года на приходе действует духовно-просветительский центр «Дионисий». Классы воскресной школы, концертный зал, иконописная и золотошвейная мастерские располагаются пока в помещениях временного приходского дома.
Следует отметить, что иконописная школа, созданная настоятелем, по-своему уникальна. Она готовит абитуриентов к поступлению на иконописный факультет Московской духовной академии. При самой Академии в Сергиевом-Посаде таких курсов нет. В программе обучения уроки академического рисунка, живописи и иконописи. Преподаются техники акварельной, пастельной и темперной живописи, раскрываются «секреты» изготовления природных красителей, устройства левкаса и золочения, защитного покрытия лаком и олифы. Учащиеся выезжают на пленэры, в классах работают с постановочными натюрмортами, гипсами, пишут портреты с живой натуры, используют таблетки с древних иконописных образцов.
В течение учебного года происходит тесное общение со старейшей иконописной школой Русской Православной Церкви, организуются поездки в иконописные классы Лавры, встречи с деканом иконописного факультета МДА архимандритом Лукой (Головковым), презентации ученических работ преподавателям иконописного факультета.
Благодаря высокому уровню подготовки иконописная школа «Дионисий» быстро приобрела широкую известность. Здесь проходят обучение юные таланты из разных регионов России, Белоруссии и даже европейских стран.
В концертном зале центра проходят художественные выставки, музыкальные вечера, постановки театральной и детской хоровой студий, концерты воскресной школы и молодежного клуба «Аминьевцы», читаются циклы исторических лекций.
В рамках сотрудничества с центром социального обслуживания «Очаково-Матвеевское» для старшего поколения проводятся занятия по программе «Московское долголетие».
Учащиеся воскресной школы и ребята из молодежного клуба «Аминьевцы» активно участвуют в социальных проектах прихода: выступают с концертной программой для детей-инвалидов в центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» и для насельников Пансионата ветеранов труда № 29, организуют благотворительные ярмарки и мастер-классы, праздничные поздравления пожилых прихожан на дому, сотрудничают с региональной благотворительной общественной организацией «Небомживы», кормят бездомных на вокзалах Москвы.
При храме создано Сестричество в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Община оказывает помощь многодетным семьям, одиноким людям, всем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Добровольцы из числа прихожан и сестры милосердия трудятся в СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве, где несет послушание в качестве старшего священника настоятель протоиерей Иоанн Чураков. Клирики храма и сестры милосердия окормляют СИЗО № 2 «Лефортово», центр «Сколковский» и Пансионат ветеранов труда. Священники совершают Таинства крещения и причащения, миряне собирают продукты, медикаменты, бытовую технику и передают нуждающимся.
Приход также регулярно направляет гуманитарные грузы в зону проведения специальной военной операции.