Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

13 Ноября 2016 г.

Митрополит Марк: Нет той цены, которую не следовало бы заплатить за спасение наших ближних

Слушая слова Благой вести, воспринимая заключенные в Евангелии заповеди, мы, дорогие братья и сестры, постепенно учимся добру. Вдохновляемые Евангельскими уроками о важности и необходимости любить ближнего, мы начинаем «пропитываться» атмосферой любви к окружающим.

Правда, если разобраться, любовь наша носит, скорее, абстрактный характер. То есть, с одной стороны, мы, конечно, готовы любить чуть ли не все человечество, весь мир, любить ближнего своего. Но кто же такой этот ближний?

Чаще у нас возникает симпатия к тем людям, которые нам в чем-то близки, по той или иной причине нам нравятся. Мы относимся по-доброму и стараемся делать что-то хорошее человеку, от которого ожидаем какой-то помощи, поддержки или выгоды. Однако когда речь заходит о каких-либо жертвах с нашей стороны, направленных на благо нашего ближнего, то тут мы нередко теряем свою невозмутимость и душевное равновесие.

В этой связи вспоминается Евангельский рассказ о том, как Господь, придя в Гадаринскую страну на берегу Галилейского моря, увидел там человека, одержимого нечистой силой. Человек тот не носил одежд и жил «во гробах» – то есть в пещерах, где погребали усопших. Спаситель сжалился над несчастным и исцелил его, изгнав множество бесов, которые поселились в этом человеке и сами признались, что имя им – «легион», то есть великое число. Бесы просили Спасителя, чтобы послал их в стадо свиней, которое паслось неподалеку. И когда произошло сие по воле Господа, то стадо тотчас вверглось в море и утонуло.

При этом реакция жителей той земли, на первый взгляд, непонятна. Услышав об исцелении и придя на место, где произошло это чудо – спасение их ближнего, возможно, старого друга, от страшного недуга, вдруг, вместо того чтобы благодарить, люди стали просить Христа удалиться…

Причиной тому стал охвативший их страх. И то был не только страх перед могуществом Господа, Который повелевает нечистыми духами и совершает великие знамения, спасает больных, немощных, недужных. Но больше – страх, вызванный понесенным материальным убытком: все их богатство, их стадо, которое они выращивали в течение месяцев, утонуло в море.

При этом надо обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Господь через это изгнание бесов в свиней подает своего рода знак жителям Гадаринской страны. Он напоминает Ветхозаветный закон, по которому свинья считалась нечистым животным, так что ее нельзя было употреблять в пищу. Кстати, и доселе иудеи и мусульмане гнушаются вкушать свинину.

Господь попытался донести до людей мысль о необходимости хранить верность отеческим традициям. А самое главное – через это исцеление Он испытывал веру жителей Гадаринской страны, состояние их душ: что для них окажется важнее – здравие и спасение ближнего или желание материальной выгоды и собственное благополучие.

Второе перевесило. Хотя, казалось бы, тот человек не был им чужим. До своей болезни жил, наверняка, в городе, и люди, очевидно, знали его. Да и присутствие Спасителя тоже обещало определенные преференции: жители могли бы получить помощь, исцеление, поскольку понимали, с Кем имели дело. Но тем не менее материальный ущерб вызвал в них страх и неприятие.

Вот так же и мы, дорогие братья и сестры, очень часто теряем душевное равновесие, когда вдруг испытываем проблемы с нашими ближними, когда что-то рушится в нашей жизни по их вине. Причем часто это бывают какие-то мелочи: разбил ребенок чашку, а мы тут же начинаем его ругать, обличать, нам жалко потерять этот предмет. Радость, любовь и сострадание – все это уходит и сменяется душевным раздражением, неприязнью и даже гневом. Оказывается, что мы поступаем подобным же образом, как поступили люди, попросившие Христа удалиться из их пределов.

Если мы теряем душевное равновесие – мы теряем мир Христов.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, хранить в своей душе равновесие, а в голове — правильную иерархию ценностей. Ведь никакие богатства не способны заменить нам ближнего. Потому они и не должны разделять нас с нашими близкими. И нет той цены, которую не следовало бы заплатить за спасение наших ближних.

Тем более что Сам Господь на Кресте отдал за нас Свою драгоценную жизнь. Будем же слагать Евангельские уроки в своем сердце и стараться в любой ситуации, особенно, когда речь идет о близких нам людях, хранить мир, душевное равновесие, понимая, что наш ближний – это сам Христос.

Дай нам Бог мира, здравия и душевного равновесия. И чтобы мир Христов, наполняющий наши души, не оставлял бы нас. Аминь.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru