14 февраля Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Председатель Правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» согласовал Архитектурно-градостроительное решение храмового комплекса с храмом Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове. Адрес: ЮАО, Ореховый проезд, вл. 41 (напротив).
Архитектор Денис Анатольевич Римша.
«Выражаю особую благодарность за помощь в создании образа храма многолетнему соавтору и другу, художнику-монументалисту А.В. Проценко, долгое время посвятившему себя преподавательской деятельности в качестве доцента МГХПУ им. Строганова, — отмечает архитектор Д.А. Римша. — Многое из создаваемого мною не было бы возможно без нашей творческой синергии и его дружеских советов. Также неоценима помощь всегдашних участников нашего творческого коллектива: главного архитектора проекта Кувшинова И.Н. и инженера-конструктора Николаева Д.Н.»
Напомним, работа над проектом проходила совместно с протоиереем Андреем Юревичем, руководителем Рабочей группы по современному храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.
Архитектурные решения
Храмовый комплекс проектируется без подвала. Здание храма объединено с приходскими помещениями и звонницей.
По проекту храм рассчитан на 600 человек. Площадь молельного зала: 313 кв. м. В храме два придела: главный престол в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы и один придел с баптистерием в честь благоверных князей Петра и Февронии.
Стилистически храм решен в привычных композиционных приемах, свойственных для псковской архитектуры, с некоторыми «цитатами» из новгородской и владимирской школы: это и общий объем, и силуэт с массивным барабаном и характерными членениями — пряслами.
В верхнем регистре западного и восточного фасадов прясла и стены завершаются аркатурой, выполняющей помимо эстетической еще и инженерную функцию несущей конструкции стены, подчеркивая, таким образом, тектонику постройки.
В проекте также применяются принципы построения пропорций и объемов, а также тектонических закономерностей, свойственных для византийской архитектуры. Эти приемы косвенно отсылают нас к самому храмовому празднику — Субботе Акафиста, событийно и литургически относящемуся к Византии.
Мозаика
Панно с мозаичным изображением праздника Похвалы Пресвятой Богородицы согласно проекту предлагается установить на большом портале главного входа западного фасада храма. Материалы панно – керамическая смальта с возможным декорированием композитными материалами.
Мозаичное изображение святых Петра и Февронии располагается на портале входа южного фасада.
Отметка основания креста (верхняя отметка подкрестного яблока) – 32,890 метра.
«Денис Анатольевич умеет найти гармоничное соотношение между традицией и современностью, — прокомментировал проект протоиерей Андрей Юревич. — В данной работе автор использовал мотивы новгородской архитектуры «в переложении» Собора Почаевской Лавры А.В. Щусева. Очень интересные декоративные, цветные, мозаичные вставки на фасадах. Также надо сказать, что здесь архитектор удачно применил «принцип асимметрии в симметрии», означающий равновесие основных архитектурных объемов при наличии несимметрично разбросанных отдельных деталей».