22 января в Московском архитектурном институте (МАРХИ) состоялась Молодежная конференция по архитектуре храмового зодчества.
Конференция проходила в рамках XV НАПРАВЛЕНИЯ «ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА» XXVI Международных Рождественских Образовательных Чтений. Организаторами встречи выступили Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви и Московский архитектурный институт.
Председателем направления выступал Митрополит Рязанский и Михайловский МАРК, Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, Председатель Правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы». Помощником председателя — протоиерей Андрей Юревич, архитектор ФХУ, руководитель Рабочей группы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.
Почетными гостями конференции стали председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, протоиерей Леонид Калинин и заслуженный архитектор России, глава Правления «Гильдии храмоздателей», руководитель творческого объединения «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» Андрей Альбертович Анисимов.
От имени митрополита Марка протоиерей Андрей Юревич приветствовал участников форума.
Конференцию открыл ректор МАРХИ, академик РАХ и РААСН Дмитрий Олегович Швидковский. Он рассказал о том, что полтора года назад в Московском архитектурном институте была создана кафедра «Храмовое зодчество»: «Ее создание для меня было давней мечтой, которую не так легко было осуществить и сегодня не так легко поддерживать… Мы благодарны Андрею Анатольевичу Козицыну, генеральному директору Уральской горно-металлургической компании, при содействии которой построено более 100 храмов и монастырей по всей России, за поддержку нашей кафедры. Особое внимание эта компания уделяет местам, связанным с гибелью Царской семьи. Сейчас в Алапаевске, на том месте, где в шахту живыми были сброшены великие князья и покровительница нашего института преподобномученица Елизавета Федоровна, создается монастырь.
Во время войны в нашем здании великая княгиня устроила госпиталь и в течение четырех лет ежедневно приезжала сюда заботиться о раненых. При таком незримом присутствии святой княгини было естественно открыть в нашем институте кафедру «Храмовое зодчество».
Тем более все знают, что институт у нас старинный, открытый еще при Анне Иоановне, и множество храмов было построено выпускниками московской архитектурной школы и в Москве, и по всей России. Для нас очень важно то, что мы пытаемся сейчас делать, и мы благодарны всем, кто нас поддерживает: Святейшему Патриарху Кириллу, митрополиту Марку, Экспертному совету по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви. Особенность нашей кафедры в том, что это магистерская кафедра, на ней специализируются дипломированные архитекторы. Преподают зодчие, уже построившие несколько церквей. Мы очень надеемся, что наши выпускники достойно войдут в сообщество архитекторов, создающих храмы».
Дмитрий Олегович Швидковский приветствовал всех участников конференции и передал слово Андрею Альбертовичу Анисимову, который представил каталог лучших проектов, реализованных его бюро за 30 лет.
В своем выступлении Анисимов, в частности, отметил, что нынешний год можно назвать юбилейным. «30 лет назад с возрождения и реставрации Данилова монастыря в Москве понятие «церковное искусство» вновь возникло в нашей новой жизни. Именно в процессе реставрации этого монастыря появилось огромное количество творческих мастерских, существующих и поныне. Это первая знаменательная дата, которую хотелось бы вспомнить. Вторая дата – освящение в 1988 году Введенского храма в Белгородской епархии (архитектор Андрей Родыгин). Это был первый храм, построенный после революции. Он возведен именно в той стилистике, на которой закончилось развитие церковного искусства в начале XX века».
Продолжил конференцию руководитель рабочей группы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Юревич: «В этом году мы решили провести молодежную конференцию с участием практикующих молодых архитекторов, студентов и магистрантов. Собрались мы сегодня, чтобы говорить о путях развитии современной церковной архитектуры. Действительно, прошло 30 лет. К 1000-летию Крещения Руси Церкви был передан Данилов монастырь. Помимо реставрационных работ в это время на его территории были построены две маленькие часовни: поминальная и надкладезная. Обе были спроектированы Ю. Г. Алоевым.
Первая построена в стиле русского модерна, стилистика второй, надкладезной, — это попытка дальнейшего осмысления традиций русской архитектуры. Еще одно важное событие тех лет — конкурс 1989 года на проект храма-памятника. Это было большое событие для архитекторов тогда еще Советского Союза. Многие идеи, заложенные в проект этого храма-памятника, были потом реализованы при восстановлении Храма Христа Спасителя: храм на 10 000 молящихся, большой зал Церковных Соборов, выставочные залы, музей, трапезные, конференц-залы и др. Было предложено множество проектов от футуризма до имитаций старорусских стилей. В результате этого конкурса реализованной оказалась лишь небольшая реплика – храм Георгия Победоносца на Поклонной горе.
К сожалению, для Церкви этот конкурс прошел почти незамеченным. В этом, с одной стороны, я вижу действие Промысла Божия – нам даны были время и возможность вновь «привиться» к этому дереву христианской культуры, заново освоить двухтысячелетнюю традицию храмостроительства. С другой стороны, в этом была и наша ошибка – колесо истории невозможно повернуть вспять.
Тогда, в начале 90-х годов, мы решили заново осваивать традицию, и долгие годы ее осваивали. Но, как сказано в Книге Екклесиаста, «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». На протяжении истории каждой эпохе соответствовал свой стиль, который был характерен и для архитектуры, в том числе церковной, и для убранства, и для литературы, и для моды, и т.п. Современности присуще отсутствие какого-либо единого стиля, и кажется, что единственно возможный и надежный путь для церковной архитектуры – это историзм. Но за окном не Древняя Московия, не Москва Забелина или Гиляровского, а огромный мегаполис XXI века, и строить в нем копии древних храмов очень странно. Традиция не в этом. Традиция – это живая связь ветвей дерева с его корнями, но дерево не может расти в виде одних только корней.
Сегодня начинается новая эпоха, связанная с поиском современного образа православного храма. Об этом свидетельствуют конкурсы, проводимые в последние несколько лет Русской Православной Церковью совместно с Союзом архитекторов России; проекты отдельных мастеров-храмостроителей; и, конечно, творчество молодых архитекторов. Церковь с надеждой смотрит на молодое поколение. Молодости присуще дерзновение, а Господь любит смелых, только надо уметь отличать «дерзновение» от «дерзости», не должно быть халтуры, не должно быть профанации, а должно быть глубокое изучение богословия, философии, основ формообразования православного храма. И кафедра «Храмовое зодчество», созданная в архитектурном институте может стать тем полем, на котором вырастет «новый урожай» мастеров церковной архитектуры».
Далее с докладами выступили магистранты МАРХИ и молодые архитекторы. В своих размышлениях они затрагивали самые разные темы: архитектурно-планировочные решения православных комплексов, литургическое пространство храма, новые технологии в современном благоустройстве прихрамовой территории и многие другие.
В свою очередь Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин поблагодарил ректора МАРХИ Дмитрия Олеговича Швидковского и всех преподавателей кафедры за достойную подготовку магистрантов, пожелал молодым архитекторам и их наставникам успеха и творческого роста.
Особо протоиерей Леонид отметил доклад Алексея Капустина «Традиция — как основа создания образа современного православного храма», в котором молодой архитектор попытался проанализировать символическую связь образа с Первообразом. «Не может существовать церковная архитектура вне контекста религии. То есть если мы говорим о православном храме и выпадаем из контекста, то мы будем проектировать нечто совершенно иное. Сегодня есть два направления в архитектуре. Одно я называю «марсианским», оно интересно, креативно, но оно для Марса. А есть архитектура для тех, кто хочет остаться на земле. Это продолжение той генеральной идеи, которую когда-то хорошо сформулировал и образно, и в архитектуре, и в инженерных сооружениях архимандрит Филипп, будущий митрополит Московский. Будучи игуменом Соловецкого монастыря, он создал уникальную систему ирригации, канализации, теплиц и т.п.
Такая идея органичного соработничества Богу является нашим русским ответом на безумные теории, которые уводят человека в космос. Нужно уметь обустроить свою планету, нужно уметь здесь налаживать свою жизнь. Бог даровал нам прекрасную землю, которую мы должны возделывать и раскрывать тот потенциал, который Господь дает нам. Поэтому, безусловно, связь христианской веры с тем, что она производит в материальном, художественном воплощении – это неразрывность Слова Божия и образа». Отдельно протоиерей Леонид призвал молодых архитекторов внимательно относиться к благоукрашению храма, а также к реставрации церковных памятников.
Смотрите фоторепортаж на сайте Программы строительства православных храмов в Москве.