Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

4 Ноября 2021 г.

Петр I: «Я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой большой улицы…»

До революции 1917 года на московской улице Большая Якиманка стояли четыре церкви, но уцелела только одна – посвященная святому мученику Иоанну Воину. Этот уникальный памятник российской архитектуры первой четверти XVIII века принадлежит к числу лучших образцов петровского барокко. За триста лет своего существования он вместе со всей страной пережил самые страшные и темные периоды, но практически ни разу не закрывал свои двери для верующих.

Иоанн Воин жил в IV веке и служил военачальником в армии римского императора Флавия Клавдия Юлиана, царствовавшего в 361-363 годах и прозванного в народе Отступником. Юлиана назвали так потому, что он в отличие от своего дяди — императора Константина Великого отказался от христианского вероучения и стремился вновь распространить язычество по всей империи. Строить языческие храмы было долго, поэтому Юлиан решил использовать для жертвоприношений христианские базилики, а одним из указов запретил христианским учителям вести свою деятельность, пока те не перейдут в язычество.

Летом 362 года Юлиан Отступник отправился в восточные провинции Римской империи, в Сирию, большинство населения которой было христианским. С приездом императора в город Дафну совпал пожар, случившийся в храме Аполлона и Артемиды. В поджоге заподозрили христиан, и рассерженный Юлиан приказал за это закрыть их главную базилику. Она была разграблена и подверглась осквернению, базилики в соседних городах – тоже. Многих христианских священников ждала мученическая смерть.

Иоанн, служивший в армии Юлиана Отступника, был убежденным христианином, хотя и скрывал это. Когда начались гонения на христиан, он притворялся ревностным преследователем христиан, однако втайне помогал им, спасая от смерти и тюрьмы. Кроме того, Иоанн поддерживал больных и немощных — независимо от их вероисповедания. «Одних прежде, чем они были схвачены, он извещал, чтобы они могли убежать, а других уже после того, как они были схвачены, освобождал. Он оказывал милосердие не только гонимым христианам, но и тем, которые просили у него помощи, давая им все то, в чем они нуждались», – описывает житие Иоанна Воина святитель Дмитрий Ростовский.

Однако благородные деяния Иоанна в Сирии продолжались недолго: солдаты из его отряда написали донос на своего командира. Император Юлиан, который уже был в Константинополе, потребовал доставить Воина к себе. По дороге стража жестоко обращалась с Иоанном: его избивали, морили голодом и жаждой. Когда будущего святого привели в столицу, Юлиан как раз отбыл в поход против персов, и Иоанна заключили в темницу до возвращения Отступника. Но Юлиана вскоре убили на войне, ему на смену пришел император-христианин Иовиан (363-364), и Иоанн Воин был освобожден вместе с другими христианами. Все свое богатство он раздал бедным, больным и страждущим, которые нашли в святом Иоанне утешителя и помощника. В народе считают, что святость Иоанна Воина заслужена еще и тем, что святой жил праведно и богоугодно несмотря на всеобщее падение нравов. А ведь, когда кругом царят грех и нарушение заповедей, многим трудно не поддаться соблазну.

В русской православной традиции Иоанн Воин известен как великий помощник в скорбях. На иконах он изображен с непокрытой головой, его лик обрамлен темными волосами и бородой. На святом — плащ и чешуйчатые доспехи. В его руках — три непременных атрибута: крест как знак веры, пронесенной через все испытания, копье, символизирующее силу, данную Всевышним для войны с грехом и неверием, и щит как Господняя защита от любых напастей.

Первое упоминание о московском храме Иоанна Воина относится к 1625 году. Он тогда располагался на берегу Москвы-реки, около современного Крымского моста – тогда на его месте был Крымский брод. Вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году эта местность – и храм тоже — сильно затапливалась. Особенно сильное наводнение случилось в 1708 году.

Существует легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде, а прихожане добираются до нее на лодках. Узнав, что затопленный храм – храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой большой улицы. Дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он привез план лично, а в книге, где записывались пожертвования на строительство, якобы начертал: «Вклад даю триста рублей. Петр».

К освящению храма, которое прошло 12 июня 1717 года, Петр Великий прислал золотые сосуды, картину «Аптека, врачующая грехи» и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о необходимости соблюдении порядка во время службы.

Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке объединяет элементы московского и украинского барокко и несет отчетливые следы европейского влияния, характерного для русской архитектуры времен Петра I. Автор проекта остался неизвестным, однако сходство храма Иоанна Воина с Меншиковой башней (она же – церковь Архангела Гавриила) на Чистых прудах позволяет исследователям предположить возможное авторство Ивана Зарудного.

Иван Петрович Зарудный был разносторонне одаренным человеком: помимо прочего он занимался живописью и резьбой по камню, был цензором иконописных работ. Но известен он в первую очередь как скульптор, декоратор и архитектор. В своих работах московского периода Зарудный сочетал художественные впечатления молодости, проведенной в Малороссии, с глубоким и проникновенным пониманием московских художественных традиций.

Здание храма Иоанна Воина решено как традиционный восьмерик на четверике, однако здесь представлены два коаксиальных восьмиугольника, и каждый венчает половину купола. Южный придел храма посвящен мученикам Гурию, Самону и Авиву, приставной – великомученице Варваре, а северный – святителю Димитрию Ростовскому, чьи мощи были обретены нетленными в 1752 году. Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте возведена в 1754-1758 годы. В 1779-1791 годах над фресками храма работал Гавриил Доможиров, а иконостас делал Василий Баженов. К сожалению, эти бесценные произведения были утрачены в шестидесятые годы XIX века.

В 1812 году храм осквернили наполеоновские солдаты. В поисках драгоценной церковной утвари они взламывали пол и рубили стены. В 1813 году престолы были освящены заново, а те несколько дней предыдущего года, когда здание подвергалось разграблению, так и остались единственными за всю трехсотлетнюю историю храма, когда в нем не совершались богослужения.

Даже в советское время храм не закрывался, хотя в 1922 году были конфискованы все его ценности, а настоятель храма отец Христофор (Надеждин) – убит. В 2000 году его причислили к лику святых новомучеников и исповедников российских.

В последующие годы храму выпало стать хранителем многих великих христианских святынь, которые привозили сюда из закрытых московских церквей. Так, из снесенного в 1969 году Иоакимоаннинского храма (церковь Благовещения в Голутвинской слободе), давшего имя улице Якиманке, сюда перенесли икону праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами. Здесь же оказалась икона святого Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади и икона святой великомученицы Варвары из храма на Варварке. Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, а сегодня их можно увидеть в храме Иоанна Воина – так же, как и резной золоченый иконостас, созданный в 1708 году для церкви Трех Святителей у Красных ворот. В храме Иоанна Воина хранятся и такие святыни, как иконы Владимирской Божией Матери с клеймами преподобных Анны Кашинской и Серафима Саровского, частицы более 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах, аналойная икона св. Христофора (Надеждина).

Одно из последних изменений в храме Иоанна Воина произошло в 1984 году, когда из-за расширения улицы церковная ограда была передвинута на новую красную линию.

Сайт храма: hram-ioanna-voina.ru

Фото: azbyka.ru, putidorogi-nn.ru, sobory.ru, fotoload.ru, fotokto.ru, temples.ru, pravoslavienazametku.blogspot.com

 

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru