Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

4 Февраля 2024 г.

Председатель ФХУ сослужил Святейшему Патриарху в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

4 февраля 2024 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В этот день совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексей (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Филипп (Рябых), настоятель прихода Всех святых в Страсбурге, представитель Московского Патриархата при Совете Европы; протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, первый проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма иконы Божией Матери «Троеручица» — Патриаршего подворья в Орехове-Борисове Южном г. Москвы; духовенство столицы.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
На заупокойной литии архидиакон вознес прошение о упокоении «приснопоминаемых рабов Божиих за веру и правду в годы гонений на Церковь Христову пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, имена их Ты Сам Господи веси».
Святейший Патриарх Кирилл на заупокойной ектении прочитал возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших рабов Твоих за веру и правду в годы лихолетия и гонений на Церковь Христову в стране нашей в мимошедшем веце страшныя страдания, истязания претерпевших и мученическую кончину приявших, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, их же имена Ты Сам Господи веси, Христе Боже наш и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове.
По окончании Литургии было совершено славление. Святейший Владыка прочитал молитву ко святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился иконам Воскресения Христова и Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, мощам святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в апостольском чтении (1 Тим. 1:15-17) мы слышали такие слова: верно слово и достоверно, что Господь Иисус Христос жил с нами. Эти простые слова апостола являются спокойным, абсолютно непафосным утверждением о реальности. Наверное, если бы надо было что-то приукрасить, то одним предложением апостол не ограничился бы. Но он сказал просто и хорошо — а почему так? Да потому что никто в то время не сомневался, что Господь жил и совершал чудеса. Это была абсолютная реальность, даже язычники обо всем этом знали, и тем более иудеи, а если бы не знали, то, наверное, и Голгофы бы не было. Другими словами, исторические источники, включая тот, что я сейчас процитировал, дают совершенно ясное понимание того, что пришествие в мир Спасителя было всем известно и никем не оспаривалось.
По милости Божией историческая наука перестала настаивать на том, что повествование о Господе Иисусе Христе есть результат мифотворчества. Нигде в серьезных научных исследованиях, касающихся той эпохи, вы такого сейчас не найдете. Но люди моего поколения и даже чуть младше меня помнят, как во всех учебниках истории утверждалось, что все это миф и никакого Христа не было, что все это выдумка попов, у которой были чисто утилитарные причины. Якобы правящему классу нужно было подчинить несчастный пролетариат и крестьянство, а для это требовались некие узды для народа, каковыми и стала религия. Появлялись и другие совершенно безумные теории, которые ушли в прошлое. Современные студенты, изучающие историю, уже не знакомятся с такого рода антинаучными утверждениями, но наше поколение прошло через времена, когда именно в этой исторической неправде воспитывался наш народ.
Сегодня, по милости Божией, все изменилось, но ведь, конечно, не на ровном месте это произошло. Действительно, слово апостола, которое я только что процитировал, отобразилось в жизни многих наших отцов, дедов и прадедов, наших матерей, бабушек и прабабушек, которые сохраняли веру в то, что Господь пришел в мир сей, и передавали эту веру последующим поколениям. И мы дожили до того времени, когда никому уже и доказывать ничего не надо. Все серьезные ученые не подвергают сомнению факт пришествия в мир Иисуса Христа, а если кто и отвергает, то в силу малограмотности и научной отсталости, да таких уже и не видно.
Конечно, не все соглашаются с тем, что Иисус из Назарета был Сын Божий, но это уже вопрос веры, а не науки. А наука утверждает, что был такой замечательный Человек — мы называем Его Богочеловеком, — Который посвятил свою жизнь тому, чтобы научить людей счастью, тому, как нужно жить, чтобы иметь полноту жизни, Который проповедовал простым и ясным языком, что означает вера в Бога, что означает молитва, что означают добрые дела. На этих как будто простых словах была создана целая цивилизация, положившая в основу, в том числе государственных законов, многие принципы христианской этики. Если полистать наше законодательство, вы найдете эти корни, потому что избежать их невозможно, они стали частью всеобщего понимания того, что есть добро и что есть зло.
Церковь наша, по милости Божией, находится сегодня в благоприятных условиях, и все вы об этом знаете. Мы беспрепятственно посещаем храмы и монастыри, молимся, воспитываем своих детей, у нас действуют церковные школы, ведется очень активная социальная работа, которая очень нужна народу, потому что оказывается помощь тем, кто болен, кто одинок, кто имеет недостаточно средств к существованию. Все это свидетельствует о том, что дух Христов, дух апостольский и сегодня живет в нашей Церкви, по милости Божией, и этот дух мобилизует людей к тому, чтобы подражать первым поколениям христиан и совершать все то, чему те были научены Господом и Спасителем.
Я хотел бы сердечно всех вас еще раз поздравить, мои дорогие, с сегодняшним днем. Благодарю всех, кто принял участие в богослужении, и пусть благословение Божие пребывает над Отечеством нашим, над народом нашим.
Все мы вошли в тревожную полосу — как молится наша Церковь, многие ополчишася на нас. Но ведь не в первый раз! И если вспомнить всех ополчавшихся, то можно заметить одну особенность — они всегда считали себя самыми сильными в мире, но им никогда не удавалось победить Русь Святую. И не только потому, что мы любим свою Родину и готовы жизнь за нее отдать; не только потому, что воины наши всегда были самоотверженны, но еще и потому, что христианский дух, дух Православия живет в нашем народе, даже в тех, кто почему-то до сих пор не причисляет себя к Церкви. Кто-то по инерции семейной, кто-то по какому-то стеснению, кто-то по недостатку знаний, но я хотел бы сказать всем колеблющимся, еще раздумывающим о своем духовном выборе: настало время духовной мобилизации! Не только военной — духовной мобилизации. Без нашего единства в вере, без нашей верности Господу, без нашей способности жертвовать собой ради ближних Родина может очень многое потерять.
Потому обращаюсь и к тем, кто сейчас в храме, и к тем, кто за пределами храма, и надеюсь, многие меня услышат: время духовной мобилизации! Возвращайтесь к своим истокам! Те, кто еще не вернулся и не крестился, — идите принимайте крещение! Кто крестился — посещайте Божии храмы, обогащайте себя великой тысячелетней мудростью нашего народа, источником которой всегда являлась не человеческая мудрость, но мудрость Самого Бога.
Вот тогда точно страна наша будет непобедима. Ведь то, что я сейчас произнес, — это не просто так, не потому, что Патриарху такие мысли по случаю пришли. Я сказал то, что сказал, опираясь на исторический опыт нашей страны и нашего народа. С самой глубокой древности и до недавних времен, когда мы соединяли веру и любовь к Родине и ближним своим, мы становились непобедимыми. И дай Бог, чтобы нынешние не самые благоприятные обстоятельства для всех нас стали еще одним поводом к тому, чтобы те, кто сомневался, отбросили всякие сомнения, а те, кто не верил, начали сомневаться, с тем чтобы в конце концов также отбросить всякие сомнения. И с верой в Бога, с горячей молитвой к Нему будем устроять наше будущее, в том числе обороняя Отечество наше от всякого врага и супостата. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru