26 января в Союзе архитекторов России состоялась конференция «Храмостроительство в России начала XX и XXI веков». Конференция была проведена в рамках XXV Международных Рождественских образовательных Чтений «1917–2017: уроки столетия» по направлению «Традиции православного храмостроительства». Председатель конференции — Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. Куратор конференции — протоиерей Андрей Юревич, архитектор Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви.
В ходе встречи слово было предоставлено известному рязанскому архитектору – священнику Константину Камышанову. Предлагаем тезисы его доклада:
Предмет архитектуры
— Я проектирую храмы около 30 лет. И за это время я понял, что проект храма — это не эскизный проект на бумаге или на компьютере. Мой опыт говорит, что проект — это не бумага и не файл. Это событие, реализуемое в нескольких пространствах. Это многослойное событие.
Во-первых, это событие в головах жителей всего города. Во-вторых, это часть мозаики пространства города. В-третьих, это продолжение истории города. В-четвертых, это сама по себе архитектура. И в-пятых, это богословский концепт, привязанный к данному времени и данной земле.
Масштаб архитектуры
Каждый из моих новых 12 рязанских храмов строился примерно 10 лет, в то время как на работу на компьютере ушло всего полгода. Пространство Рязани – это общее пространство ВСЕГО города и ВСЕХ людей, верующих и не очень верующих, и совсем не верующих. Выходя в город с проектом храма, я, как архитектор, должен добиться согласия большинства горожан. В это время архитектор создает храм не на бумаге, а в головах людей. Храм в головах людей — это не совсем архитектурное сооружение. Храм в ментальном слое — это событие, которое складывается не из кирпичей, а из интеллектуальных блоков. И их надо создать, упаковать и преподнести как рассказ, как драму, как нечто имеющее отношение к личной жизни каждого горожанина. Для того, чтобы горожане захотели пожертвовать землей и пространством, нужно создать в их головах образ храма как необходимое украшение пространства.
Это не пиар. Это именно воссоздание личного образа храма в ментальном пространстве. Это точно такой же проект с фундаментом, стенами и крестом.
Первый храмовый комплекс появился в конце 90-х как посыл Церкви к народу, христианам, русским мужчинам – храм Александра Невского. Образ святого князя, соединившего небесное и земное служение, актуален для всех слоев современной России. Архитектура этого храма обращается к более позднему пост-монгольскому периоду.
***
С самого начала, создавая новую архитектуру рязанских храмов, я избрал три направления для своей творческой деятельности:
***
Что касается типовых проектов, то я полагаю, что типовые проекты ничего не экономят и только обессмысливают многомиллионные капиталовложения. Типовые проекты возможны в отдаленных местах провинции, по бедности приходов. В больших городах или значимых культурных центрах они должны быть исключены.
***
Еще одна важная проблема. В нескольких десятках храмов, построенных по моему проекту, НИ РАЗУ не было спроектировано внутреннее пространство. А этого не должно быть. Вообще, храмы надо проектировать паре – архитектор и иконописец-дизайнер.
Живопись – это тонкая преграда на пороге пространства духа. Живопись задает богословскую тему храма, показывает пути внутрь себя. Храм открывает внешнюю дверь к Богу. Эти два процесса непременно должны быть связаны.