Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

27 Января 2017 г.

«Проект храма – это не бумага и не файл. Это событие!» Доклад архитектора и священника Константина Камышанова, построившего около 30 храмов

26 января в Союзе архитекторов России состоялась конференция «Храмостроительство в России начала XX и XXI веков». Конференция была проведена в рамках XXV Международных Рождественских образовательных Чтений «1917–2017: уроки столетия» по направлению «Традиции православного храмостроительства». Председатель конференции — Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. Куратор конференции — протоиерей Андрей Юревич, архитектор Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви.

В ходе встречи слово было предоставлено известному рязанскому архитектору – священнику Константину Камышанову. Предлагаем тезисы его доклада:

Предмет архитектуры

— Я проектирую храмы около 30 лет. И за это время я понял, что проект храма — это не эскизный проект на бумаге или на компьютере. Мой опыт говорит, что проект — это не бумага и не файл. Это событие, реализуемое в нескольких пространствах. Это многослойное событие.

Во-первых, это событие в головах жителей всего города. Во-вторых, это часть мозаики пространства города. В-третьих, это продолжение истории города. В-четвертых, это сама по себе архитектура. И в-пятых, это богословский концепт, привязанный к данному времени и данной земле.

Масштаб архитектуры

Каждый из моих новых 12 рязанских храмов строился примерно 10 лет, в то время как на работу на компьютере ушло всего полгода. Пространство Рязани – это общее пространство ВСЕГО города и ВСЕХ людей, верующих и не очень верующих, и совсем не верующих. Выходя в город с проектом храма, я, как архитектор, должен добиться согласия большинства горожан. В это время архитектор создает храм не на бумаге, а в головах людей. Храм в головах людей — это не совсем архитектурное сооружение. Храм в ментальном слое — это событие, которое складывается не из кирпичей, а из интеллектуальных блоков. И их надо создать, упаковать и преподнести как рассказ, как драму, как нечто имеющее отношение к личной жизни каждого горожанина. Для того, чтобы горожане захотели пожертвовать землей и пространством, нужно создать в их головах образ храма как необходимое украшение пространства.

Это не пиар. Это именно воссоздание личного образа храма в ментальном пространстве. Это точно такой же проект с фундаментом, стенами и крестом.

Первый храмовый комплекс появился в конце 90-х как посыл Церкви к народу, христианам, русским мужчинам – храм Александра Невского. Образ святого князя, соединившего небесное и земное служение, актуален для всех слоев современной России. Архитектура этого храма обращается к более позднему пост-монгольскому периоду.

***

С самого начала, создавая новую архитектуру рязанских храмов, я избрал три направления для своей творческой деятельности:

  1. Исследование нереализованного потенциала домонгольских храмов. Проанализировав архитектуру домонгольских храмов можно увидеть, как развивалась архитектура от живописных образов на инертных объемах, к чистой работе объемов. В своих новых храмах я принял для себя ряд принципов: в частности, доминирование объемных решений над декоративными.
  2. Продолжение темы русского модерна, заложенного в творчестве Щусева и Аплаксина, а также особое внимание к старообрядческому русскому модерну.
  3. Исследование тектоники и образного строя древних деревянных храмов.

***

Что касается типовых проектов, то я полагаю, что типовые проекты ничего не экономят и только обессмысливают многомиллионные капиталовложения. Типовые проекты возможны в отдаленных местах провинции, по бедности приходов. В больших городах или значимых культурных центрах они должны быть исключены.

***

Еще одна важная проблема. В нескольких десятках храмов, построенных по моему проекту, НИ РАЗУ не было спроектировано внутреннее пространство. А этого не должно быть. Вообще, храмы надо проектировать паре – архитектор и иконописец-дизайнер.

Живопись – это тонкая преграда на пороге пространства духа. Живопись задает богословскую тему храма, показывает пути внутрь себя. Храм открывает внешнюю дверь к Богу. Эти два процесса непременно должны быть связаны.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru