Напомним, 6-7 февраля в МАРХИ состоялся круглый стол «Церковная архитектура и актуальные проблемы поиска современного образа православного храма в России».
С основными докладами выступили: доктор искусствоведения, академик, ректор МАРХИ, президент РААСН, академик Дмитрий Олегович Швидковский, руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Юревич, главный советник при ректорате МАРХИ по науке Георгий Васильевич Есаулов и заведующий кафедрой «Храмовое зодчество» профессор Сергей Владимирович Борисов.
Участники круглого стола приняли Резолюцию:
«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Пленарном заседании Рождественских чтений этого года подчеркнул, что «диалог между Церковью и государством осуществляется в полной мере, с большим энтузиазмом и положительными результатами. Этот диалог направлен на укрепление духовных основ жизни нашего народа, на достижение единомыслия по тем вопросам, которые стоят на повестке дня нашего Отечества.»
Одним из важных в этом диалоге является вопрос о характере быстро развивающейся церковной архитектуры. Тысячи храмов по всей России восстали из руин или были возведены заново по благословению Святейшего Патриарха. Возрождается русское православное церковное зодчество, делается очень много, и еще большее видится в будущем.
Русская Православная церковь обладает неисчерпаемым историческим архитектурным наследием, выражающим своеобразие веры нашего народа. Ценна и необходима для будущего вся его история, начиная с Новгородской и Владимирской школ домонгольского зодчества, строительного искусства Московского царства с его многочисленными региональными направлениями, великолепное русское узорочье XVII столетия, архитектура барокко и классицизма, русского стиля XIX и начала ХХ века. Сформировалась грандиозная и самобытная архитектурная культура отечественного Православия, в рамках которой развивается и практика современного создания наших храмов.
Традиция есть могучее дерево, корни и ствол которого незыблемы, а листья и плоды каждый сезон он приносит новые. Также, как и на протяжении всей истории храмового зодчества,его развитие требует современных творческих инициатив, основанных на духе церкви и отечественного наследия и в то же время выражающих творческие поиски архитекторов нашего времени.
Святейший Патриарх всегда подчеркивает, что проектирование храмов необходимо вести «в современных формах, отражающих русскую традицию».
Сегодняшняя церковная художественная культура безусловно должна идти вперёд, но сверяясь с ходом истории, пытаясь пристально всмотреться в тысячелетний опыт Русского Православия, ибо в нем заключены художественные и духовные силы.
В основе рождения самой архитектуры как искусства лежит духовное начало, и это необходимо понимать для осуществления современного храмоздания. Архитектура, по древнегреческому словоупотреблению, «сверхстроительство», придававшее в течение тысячелетий строительной практике духовный смысл, в который необходимо вживаться, чтобы найти пути творчества, нужного современному русскому православному зодчеству, раскрытию его идентичности.Это может быть привито лишь постепенным овладениемвсего богатства Православной традиции, духовных символов и образов храма, видением формы, чувством пластики, цвета и света, уважением к детали, средовым подходом. В то же время необходимо параллельно знакомиться с новыми технологиями, экспериментами, которые предпринимают зодчие, стремясь создать отвечающее времени церковное искусство.
Ответ на вопрос, каким должен быть православный храм ХХIвека, представляется исключительно важным.
Проведение творческих конкурсов на проекты церквей – во многом гарантия успехов в поисках современного образа русского православного храма. Но это диктует необходимость тщательной разработки конкурсных программ, описывающих образно-символический облик храмов, сочетание в нем традиционных и новаторских черт, пути поиска их гармонии и баланса, тесного сотрудничества церкви и архитектурного сообщества».