Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

проекты
Как получить проект

Механизм использования проекта для строительства храмового комплекса в Вашей епархии:

1. Необходимо направить на имя Председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополита Наро-Фоминского Никандра (Пилишина) обращение с просьбой предоставить выбранный Вами проект. ФХУ предоставляет право на использование проекта епархии или конкретному приходу.

2. Поскольку правообладателем проектов является Русская Православная Церковь в лице ФХУ, то выбранный Вами проект предоставляется на основании подписанного с ФХУ Договора. В связи с этим для заключения договора Вам необходимо предоставить ФХУ реквизиты юридического лица, с которым будут заключены договорные отношения.

3. Привязка храма и приходского дома осуществляется по конкретному адресу силами проектной организации, привлеченной епархией или приходом.

4. Экспертиза проектной документации, привязанной по конкретному адресу, осуществляется в региональной экспертной организации.

Пожертвовать

16 Ноября 2021 г.

Руководитель Архитектурного отдела ФХУ протоиерей Андрей Юревич: «Русский модерн, как любая классика, всегда актуален»

Неорусский стиль – одно из ярких направлений в русской архитектуре. Этот стиль, который заведующий кафедрой «Храмовое зодчество» МАРХИ Сергей Борисов предлагает определять как «национально-романтический модерн», оформился к 1890-м гг. «Это творческое, обобщенное и оригинальное претворение древнерусской традиции без буквального копиизма — вершина развития всех направлений в отечественном искусстве, обращавшихся к средневековой традиции», — полагает Сергей Борисов, разработавший в рамках московской программы строительства храмов не один удачный проект.

Этот стиль является свидетельством возвращения в русском обществе интереса к собственной культуре. Россия «устала» от западных влияний классицистического, барочного стилей, и русские художники, архитекторы заново отрыли для себя красоту древней национальной традиции, попытавшись ее творчески переосмыслить.

«В конце XIX — начале ХХ веков началось возрождение национальной идеи, процесс идентификации себя как русского народа с собственной культурой и собственной историей», — говорит Заслуженный архитектор России, председатель правления Гильдии храмоздателей, руководитель Творческих мастерских Андрей Анисимов, также создавший немало интересных проектов для московской программы строительства храмов.

После Петра I наша исконная культура была незаслуженно оттеснена на второй план западными веяниями. Все русское стало не модным. Дворянство говорило на французском. Древние храмы часто перестраивались без сохранения исторического облика.

Возвращение к истокам стало общегосударственным, общенародным движением. Возникло общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, занимавшееся исследовательской деятельностью, а также физическими работами по сохранению и реставрации исторических памятников. В общество входили государственные мужи, меценаты и, конечно, видные деятели культуры и науки, такие как: Л.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих и др.

В России получила развитие деятельность, связанная с исследованием старины. И поскольку «архитектура является зеркалом общеполитической ситуации», как метко отмечает Андрей Анисимов, то это движение отразилось и в архитектуре, и в изобразительном искусстве.

«Возврат к русским истокам, создание новых храмов и икон нового русского стиля было важнейшей задачей, осознававшейся как необходимое Русское Дело», — отмечает старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Наталья Чугреева. В письме к В.М. Васнецову, работавшему для оформления Феодоровского собора, Д.Н. Ломан писал: «Бесконечно дорого Ваше внимание и доброе расположение к русскому делу, получающему свое развитие в Царском Селе». Царь-страстотерпец Николай II, осматривавший 12 февраля 1917 г. постройки при Феодоровском Государевом соборе (Феодоровский городок) записал: «Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».

В «Памятной записке» от 6 февраля 1916 года С.С. Кричинский писал: «За последнее десятилетие в русском образованном обществе начало пробуждаться и развиваться внимание к родной старине и к русскому художественному творчеству. Переживаемые ныне великие события небывалой в истории борьбы естественно еще усилили это движение в пользу изучения нашей старины и стиля. Однако это лишь начальные попытки в большом деле возрождения русского самобытного искусства и до полного признания необходимости и, так сказать, законченности этого явления еще далеко. …Благодаря милостивому покровительству Государя Императора в разных отраслях нашего искусства был положен почин и оказана поддержка этому течению. …Теперь пора и тем, кто призван нести государственную работу и направлять жизнь страны, уделить внимание этому нарастающему движению, которое имеет все основания сделаться народным».

В неорусском стиле параллельно уживались несколько творческих ветвей, связанных с обращением к древней традиции. Одно из направлений – это нарядный стиль. Здесь много кокошников, украшений, является многодельность фасадов. «Это такое украшательство в стиле храмов Ярославля и русского узорочья, — уточняет Андрей Анисимов. – Часто это красно-кирпичные строения».

Другая ветвь неорусского стиля, где «акцент с московского зодчества XVII века зачастую переносится на образцы домонгольской и новгородско-псковской древнерусской архитектуры». В классическом искусствоведении это называется русским церковным модерном.

«При этом многие здания начинают походить на театральные декорации, в них появляются сказочность мотивов, преувеличенность, почти гротесковая, отдельных элементов. Большое значение приобретает живопись на фасадах. Пионером неорусского стиля, или «национально-романтического модерна» становится художник и архитектор В.М. Васнецов. Много и плодотворно работали в этом стиле А.В. Щусев (Собор в Марфо-Мариинской обители, Собор в Почаевской лавре, Собор на Куликовом поле), Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал), С.В. Малютин (Храм во Фленове, Дом Перцовой)».

Андрей Анисимов говорит о неорусском стиле как о предтече модерна. В качестве примера он указывает храм Спаса Нерукотворного образа в Абрамцеве, созданный по эскизу Виктора Васнецова. Архитектуру этого храма он характеризует как «переходную от неорусского стиля к модерну».

При этом ряд искусствоведов, как мы уже сказали ранее, рассматривают неорусский стиль в рамках архитектурной системы модерна.

Руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата протоиерей Андрей Юревич особо обращает внимание на то, что обращение к древней традиции было свойственно русскому модерну именно в храмовой архитектуре. Русский же модерн в светском строительстве, скорее, ориентировался на европейские образцы, используя современные технологии и современное формотворчество (пластика фасадов, напоминающая скульптуру, большие овальные окна, орнаменты сложной изысканной пластики линий «удар хлыста» и т.п.).

Многие отмечают взаимное проникновение неорусского стиля и стиля модерн, а также схожесть черт с архитектурой историзма и эклектики, начало которой положил еще в 30-е годы XIX века Константин Тон. Одни и те же храмы разные искусствоведы причисляют как к неорусскому, так и псевдорусскому стилю, впрочем ряд искусствоведов предлагает отказаться от подобных наименований.

Но давайте же отвлечемся от искусствоведческих дискуссий и рассмотрим яркие примеры архитектуры в «неорусском» стиле, или в стиле «национально-романтического модерна».

Исторический музей в Москве

Здание построено в 1875-1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова. По мнению многих искусствоведов и историков архитектуры, Шервуд удачно использовал прием оформления фасадов красным кирпичом в сочетании с традиционными элементами русского зодчества. В архитектуре Исторического музея представлены 15 видов кокошников, 10 разных ширинок, шатров, арок, гирек, аркатурных поясов, киотов и тянутых карнизов. Здание также гармонирует с архитектурой Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного) и башнями Кремля.

Интересная деталь: шатры башен ранее украшали двуглавые орлы, лев и единорог под императорской короной.

Российский историк архитектуры, искусствовед Е.И. Кириченко отмечала, что архитектура нового здания музея возвращала к идеалам древнерусского зодчества и была призвана переосмыслить облик Красной площади как символ народности из подобия римского форума.

Феодоровский государев собор в Федоровском городке

В конце XIX века в Царском Селе в деревянных казармах был расквартирован Собственный Его Императорского Величества сводный пехотный полк, а также Собственный Его Императорского Величества Конвой. В начале ХХ века решено было создать на территории казарм архитектурный комплекс с полковым храмом в стиле XVII века под названием «Федоровский городок».

В конце 1908 года император Николай II лично указал и отмерил шагами место для постройки храма недалеко от парка и Александровского дворца.

Первый проект профессора архитектуры Александра Померанцева был подвергнут критике из-за преобладания в нем черт барочной архитектуры. Сам Император принял участие в обсуждении внешнего облика храма и настоял, чтобы за образец был взят Благовещенский собор Московского кремля. Второй проект академика архитектуры Владимира Покровского, учитывающий пожелания царя, был одобрен. Серьезную роль в решении художественных вопросов сыграл коллекционер и знаток древнерусского искусства князь Алексей Ширинский-Шихматов.

Собор крестово-купольный, четырехстолпный. Увенчан шлемовидным куполом с крестом, над западным входом возвышается звонница древнего ростовского типа. Фасады украшены лопатками, стилизованными закомарами, легким аркатурным поясом и лепными российскими гербами (на царском крыльце), мозаиками (выполненными мастерской В.А. Фролова).

В соборе два храма: верхний, вместимость до 1000 человек, с боковым приделом святителя Алексия, митрополита Московского, и нижний – пещерный храм преподобного Серафима Саровского.

Живописность объемно-пространственному решению храма придают крытые галереи и разнообразные крыльца на ползучих арках, с ярусными килевидными и шатровыми завершениями. Из них как бы вырастает основной кубический объем храма.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) в Абрамцево

Архитектурный проект храма и проект его внутреннего убранства создавался в 1881-1882 годах содружеством знаменитых художников, чьи интересы были обращены к русскому народному творчеству Древней и средневековой Руси. Храм также называют одним из первых произведений «в неорусском стиле и важной составляющей в развитии стиля модерн».

Следует отметить, что само участие живописцев в разработке церковной архитектуры было новаторством, как и изменение подхода к храмовому зодчеству.

В своих воспоминаниях Виктор Васнецов писал: «А как мы церковь в Абрамцеве строили. Идея соорудить церковь, вероятно, была Е.Г. (Елизаветы Григорьевны), человека глубоко религиозного. Василий Поленов предложил взять за образец новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями. Летом сделали закладку, а на другой год храм уже был готов» [2, с. 102-103] или [1, с. 301].

Сложный процесс формирования нового архитектурного языка был предварен многочисленными путешествиями художников в центры древней русской культуры: Владимир, Переславль-Залесский, Суздаль, Ростов, Ярославль, откуда привозились образцы народной резьбы, старинные подсвечники, лампады, складни и многое другое.

В результате архитектура абрамцевского храма несет в себе черты различных направлений древнерусского зодчества. Искусствовед Михаил Ильин писал: «(В Абрамцеве) в 1881-1882 годах возводится каменная церковь, овеянная духом романтизма. Если в ее внешнем общем облике угадываются формы древней новгородско-псковской архитектуры, то вблизи явственно выступают декоративные элементы, родственные владимиро-суздальскому зодчеству. Расположены они асимметрично, что усиливает романтический характер здания. Храм выглядит скорее возрожденным из древних руин, чем новым, современным для конца XIX века произведением».

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Рассуждая о неорусском стиле, невозможно пройти мимо такой знаковой фигуры, как архитектор Алексей Щусев, который сыграл немаловажную роль в формировании и развитии этого направления архитектурной мысли.

Одним из знаменитых его творений является Покровский собор с двумя звонницами, увенчанными вытянутыми главами, — центр композиции Марфо-Мариинской обители. О нем говорят как об уникальном образце неорусского стиля или «русского церковного модерна».

Собор строился в 1908-1912 годах. При создании белоснежного церковного строения архитектор вдохновлялся храмами новгородской и псковской школ древнерусского зодчества.

Мозаика и роспись были сделаны Михаилом Нестеровым (ему принадлежат композиции «Путь ко Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», подкупольное изображение Бога Саваофа и мозаичная икона Спаса Нерукотворного над западным входом) и Павлом Кориным (расписывал церковь-усыпальницу, которая была устроена под храмом, ему принадлежит композиция «Путь праведников ко Господу»), скульптуры – Никифором Таманькиным, рельефные клеймы – по эскизам Сергея Коненкова (с изображениями Распятия, воинства Небесного и Небесного Иерусалима). По его же эскизам устроены порталы собора в стиле древних русских храмов.

12 колоколов звонницы были подобраны таким образом, что звучали наподобие колоколов Ростова Великого.

В наше время неорусский стиль вновь становится популярным среди современных архитекторов. «Особенно, это касается русского модерна, — комментирует протоиерей Андрей Юревич. – Русский модерн, как любая классика, всегда актуален. И в нашей программе строительства православных храмов мы не раз встречаем удачные тому примеры. Это и храм преподобного Серафима Саровского в Кожухове,

и храм преподобного Моисея Мурина в Южном Бутове,

и др. Но, как я часто призываю всех наших архитекторов, в современном храмовом строительстве мы не должны слепо следовать той или иной традиции и копировать старые, пусть и прекрасные образцы. Наша задача – безусловно, следуя традиции, создавать современные формы, переосмысливая архитектурное наследие».

Контактная информация

Сотрудник Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви

Екатерина Владимировна Чугреева

icon-call 8 (495) 637-47-37

icon-email fhu.echugreeva@patriarchia.ru

Как получить проект

1. Необходимо направить на имя  Председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополита Наро-Фоминского Никандра (Пилишина) обращение с просьбой предоставить выбранный Вами проект. ФХУ предоставляет право на использование проекта епархии или конкретному приходу.

2. Поскольку правообладателем проектов является Русская Православная Церковь в лице ФХУ, то выбранный Вами проект предоставляется на основании подписанного с ФХУ Договора. В связи с этим для заключения договора Вам необходимо предоставить ФХУ реквизиты юридического лица, с которым будут заключены договорные отношения.

3. Привязка храма и приходского дома осуществляется по конкретному адресу силами проектной организации, привлеченной епархией или приходом.

4. Экспертиза проектной документации, привязанной по конкретному адресу, осуществляется в региональной экспертной организации.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru