Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

26 Января 2023 г.

Руководитель ФХУ иеромонах Ермоген (Бурыгин): Строительство храмов — лучший ответ на глобальные вызовы современности

26 января в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках XXXI Международных Образовательных Чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялась конференция «Строительство храмов: перспективы в эпоху перемен».

Сопредседателями конференции выступили руководитель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Ермоген (Бурыгин) и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, советник Патриарха по вопросам строительства Владимир Иосифович Ресин.

Предлагаем Вашему вниманию Доклад иеромонаха Ермогена (Бурыгина):

Ваши Высокопреосвященства! Преосвященства!

Уважаемый Владимир Иосифович!

Уважаемый Виталий Иванович!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех Вас на очередной профильной секции ежегодных Рождественских чтений и поздравляю с началом работы этого замечательного церковно-образовательного форума.

Тема, которой он посвящен, в нынешнем году звучит как: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Не будет преувеличением предположить, что, выбирая в прошлом году эту тематику, участники не могли и представить, насколько обострятся эти вызовы в столь небольшой по историческим меркам отрезок.

В нынешнем году для всего нашего общества глобальные вызовы – это нечто такое, что непосредственно касается каждого. Тем не менее, несмотря ни на какие новые тяготы, уповая на милость Божию, мы продолжаем по мере сил реализовывать поставленные перед нами задачи.

Традиционно направление Чтений, участниками которого мы являемся, связано с важным и ответственным делом храмостроительства, поэтому в контексте общих рассуждений о вызовах современности это направление посвящено перспективам строительства храмов и влиянию этого процесса на формирование ответа на упомянутые вызовы.

Действительно, тема глобальных вызовов и глобализации как таковой, а также связанных с ней последствий, является предметом дискуссий и обсуждений уже не первый год, как в церковной, так и в светской среде. Под глобализацией чаще всего понимают вовлечение различных народов и государств в единые экономические, культурные, информационные и политические процессы.

Можно с уверенностью сказать, что именно глобализация превратилась в главную отличительную черту наступившей эпохи. Люди явственно, как никогда ранее, ощущают взаимозависимость, чему служат все новые и новые связи, порожденные как растущими возможностями техники, так и переменившимся образом мысли.

Важнейшей движущей силой глобализации стали экономические мотивы, спекуляция на непомерно возросшем потреблении. Преодоление границ и формирование единого пространства человеческой жизнедеятельности чаще всего связано с поиском новых ресурсов, расширением рынков сбыта, оптимизацией международного разделения труда.

Тем не менее, несмотря на открывающиеся в связи с процессом глобализации экономические и технические возможности, перед общемировой общественностью актуализируются старые и возникают новые вызовы.

В одном из своих выступлений Святейший Патриарх обращает особое внимание на некоторые из них: «Это истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение значительной части наших современников в виртуальный мир и связанный с этим их отрыв от реальности, изощренные способы манипуляций как личным, так и массовым сознанием, создание технических систем, могущих обеспечить тотальный контроль над человеком…»[1].

Процесс глобализации не может не затрагивать и сферу религии и культуры. Модификация культурного пространства под рыночные механизмы приводит к тому, что такие продукты массовой культуры как кинематограф, музыка, компьютерные игры, мода начинают производиться и использоваться не в созидательных целях, не для того, чтобы сформировать нравственный ориентир жизни в современном обществе, а в целях извлечения прибыли.

Большая часть этого контента становится популярной исключительно благодаря манипуляциям с основанным на греховных привязанностях человека желанием развлечений. Происходит упрощение потребляемого обществом культурного продукта, его унификация, сведение культуры к общему знаменателю, ее выхолащивание.

Такой глобальной культуре все более чужда не только проповедь христианства, но и вообще любой намек на высшие, нематериальные ценности. Вся навязываемая процессом глобализации культурная среда настраивает и принуждает человека жить и мыслить исключительно в земных, скоропреходящих категориях.

Однако, несмотря на декларируемые проповедниками глобализации принципы всеобщего равенства, несмотря на попытки унификации образа жизни людей в разных странах, мир не делается более сплоченным.

К отсутствию единства между людьми приводит, в частности, такая форма их пребывания в информационной среде, особенно в социальных сетях, когда пользователи замыкаются в очень узком мирке собственных или — чаще — навязанных предпочтений и информационных источников, а подлинное личное общение между людьми исчезает.

Процессы, происходящие в мире еще до начала нынешней политической эскалации, наглядно демонстрировали дефицит живого и деятельного участия людей в жизни друг друга, взаимное отчуждение, распад семей, возрастающее в человеке, как члене социума, чувство оставленности и одиночества. Отторжение массовой культурой христианских жизненных устоев явственно влечет за собой энтропию общественных связей и отношений между людьми на всех уровнях — государственном, рабочем, семейном.

Призыв Спасителя о любви друг к другу, идентифицирующий в людях принадлежность к христианскому учению и образу жизни, становится все более непонятен и чужд общемировому культурному тренду.

Нельзя не упомянуть и о нарастающем давлении мирового сообщества на консервативные общественные, а также религиозные институты. Без преувеличения можно сказать, что выхолащивание из общественного сознания традиционных нравственных норм — один из самых серьезных глобальных вызовов современности.

Ведь именно основанные на этих нравственных нормах глубокие духовные связи между людьми, а также связь между человеком и Богом, препятствуют внедрению культивируемых глобальными процессами идей и взглядов на жизнь, являются серьезным барьером для превращения человека в идеальный, с точки зрения экономической выгоды, общественный элемент — безудержного потребителя товаров и услуг.

Религиозное мышление, осмысление себя не только гражданином своего государства, но и гражданином Царствия Небесного, делает человека устойчивым к сопровождающим глобализацию секулярным процессам. Жизнь религиозного человека не сводится к потреблению, ее цель и средства достижения этой цели часто входят в диссонанс с навязываемыми извне идеями и шаблонами поведения. Именно поэтому Церковь, как сообщество большого количества мыслящих таким образом людей, всегда была помехой для глобалистских проектов и испытывала от их приверженцев значительное давление.

Церковь нередко понуждают к тому, чтобы «адаптироваться» под происходящее, пойти по пути подчинения духовной жизни требованиям «современности», по пути благословения и одобрения греховных деяний, призывают членов Церкви стать «своими», присоединиться к поддержке разлагающих общество деструктивных процессов. Однако такое соглашательство, как свидетельствует история пошедших на него западных христианских общин, приводит к полной потере идентичности и саморазрушению.

Давление оказывается и на институт семьи. Сама идея семейной жизни дискредитируется в публичном пространстве: в кинематографе, в социальных сетях акцентируется внимание на том, что семейная жизнь якобы уменьшает уровень комфорта и потребления. Известен устойчивый стереотип, описывающий якобы успешного человека. В соответствии с этим стереотипом сначала необходимо сделать карьеру, добиться тех или иных свершений, а затем уже «заводить» детей. Это активно насаждаемый шаблон поведения в обществе.

Вместе с тем семья — это структурная единица стабильного, здорового общества, главный и основополагающий его элемент. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений.

Параллельно с дискредитацией института семьи все большие права и свободы приобретают последователи различного рода меньшинств, об агрессии которых против консервативных форм организации общественной жизни всем хорошо известно.

Отдельно хотел бы сказать о тех вызовах, с которыми столкнулась в прошедшем году Православная Церковь. Вооруженное противостояние, вот уже почти год продолжающееся на территории Украинского государства, стало апогеем длительного цивилизационного конфликта, который имеет не только политическое, но и религиозное измерение.

Ненависть, с которой ополчились творцы общемировых мировоззренческих идей на объединяющую братские народы Православную веру, беспрецедентна! Проявлением этой ненависти стали последовательные гонения на Украинскую Православную Церковь, поддержка государственной властью Украины расколов и разделений в ее структуре.

Нам, деятельным участникам устроения церковной жизни на территории г. Москвы, порой трудно представить себе те испытания, которые претерпевают наши единоверцы ради сохранения единства Церкви.

Ненависть к нашей многовековой духовной общности, ненависть к самобытности Православия, отторгающего все попытки «подстроить» наше мировоззрение под стандарты западных моделей государственного управления, потоки клеветы на Церковь и священнослужителей — все это изливается каждый день на многих наших православных христиан через пропаганду в СМИ, через высказывания государственных и общественных деятелей.

Захваты храмов вооруженными людьми, насилие в отношении священнослужителей и мирян, угрозы их жизни, массовые обыски в монастырях, храмах и других церковных структурах, возбуждение уголовных дел — это не воспоминания о самых мрачных годах советской действительности, а современные жизненные реалии многих членов единой с нами Церкви.

Перечисленные выше вызовы современности и множество других проблемных вопросов общественного устройства при первом их рассмотрении имеют мало общего со строительством храмов в г. Москве и дальнейшими перспективами этого строительства.

Казалось бы, строительства, как чисто технического процесса, никак не должны касаться любые мировоззренческие угрозы и опасения. Однако глубоко убежден, что это не так.

Результаты процесса строительства, как и любой другой деятельности, вовлекающей в себя значительное количество людей, напрямую зависят от их жизненных ориентиров.

Уже в самой первой книге, входящей в состав Священного Писания Ветхого Завета, в книге Бытия, есть об этом красноречивое свидетельство. Люди, забыв о том, ради чего Творец вложил в них способности к созиданию, решили использовать строительство как способ увековечить свое временное и скоропреходящее величие.

«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).

Но Бог, увидев, что это начинание древних людей было подкреплено неверными чувствами, не дал им возможность осуществить свое намерение, сделав так, что люди стали говорить на разных языках и не понимать друг друга.

Память об этом Ветхозаветном повествовании должна нам свидетельствовать о том, что дело строительства, в которое все здесь присутствующие вовлечены, должно делаться нами с искренним чувством и осознанием особой ответственности.

Полагаю, что каждый участник Программы строительства храмов в г. Москве, которому довелось пережить хотя бы один полный цикл возведения храмового комплекса, может с легкостью сам для себя ответить, что никакие глобальные вызовы не могут воспрепятствовать тому порыву и воодушевлению людей, которые господствуют во вновь зарождающихся при новых храмах общинах.

Именно на фундаменте сплочения людей вокруг общего дела, на совместном устремлении наших общих творческих сил и способностей к благой цели основывается твердая уверенность в том, что у строительства храмов большие и впечатляющие перспективы.

И сам процесс строительства, и его результаты — лучший ответ на глобальные вызовы современности. Помимо сплоченности вокруг общего дела, помимо общности в молитве, по окончании строительства мы получаем не только культурную доминанту порой достаточно однообразного ландшафта спальных районов, но полноценный центр консолидации жителей района.

Приходская община — это и место консервативного дошкольного и часто школьного образования, кружки активных молодых людей, многодетные семьи с традиционными христианскими устоями, поддержание в членах общины высокого уровня культуры, клубы по интересам, помощь нуждающимся и больным, поддержка социально незащищенных групп граждан и многие другие направления деятельности. Одним словом, приходская община — это то место, где наши соотечественники пытаются построить свою жизнь, не на основании продвигаемых всюду глобалистских идей, а на твердом фундаменте христианской нравственности.

Именно поэтому, как наглядно можно видеть на примере происходящего в Украинском государстве, Церковь мешает тем людям, которые хотели бы получить полную власть над умами целого народа. Порой Церковь и те храмы, в которых собираются для молитвы ее члены, остается последним оплотом сохранения государственной и культурной идентичности.

В этой связи уверенно можно сказать, что возведение храмов — это не только часть градостроительного процесса, но и задача государственной важности.

Упомянув о вызовах современности и обозначив перспективы развития Программы строительства храмов, хотел бы сказать несколько слов и о ее ближайшем прошлом — о том, что удалось сделать в прошедшем непростом 2022 году.

Учитывая, что уважаемый Владимир Иосифович уже подробно говорил о статистике, касающейся основных показателей работы Программы строительства храмов, в дополнение скажу лишь еще о некоторых аспектах деятельности Финансово-хозяйственного управления.

Значительным результатом прошедшего года полагал бы возможным считать реструктуризацию самого нашего учреждения. За отчетный год в структуру ФХУ, а также действующей при нем Единой Службы Заказчика Московской Патриархии принято на работу 22 новых сотрудника. Все они — профессионалы своего дела, пришедшие в упомянутые структуры не только ради формального трудоустройства, но с искренним желанием потрудиться для пользы церковной.

Отдельно хотел бы отметить инициативу закрепления за каждым административным округом г. Москвы куратора со стороны ФХУ. Такое решение существенно упростило коммуникации между участниками процесса строительства. Специалист по округу находится в оперативном контакте со всеми представителями строящихся приходов, обладает всей полнотой информации по курируемой им территории.

Оптимизированы процессы учета и согласования документов, децентрализованы некоторые функции сотрудников строительного отдела, которые тормозили процесс прохождения документации, например, подача заявок через портал госуслуг.

Безусловно, не все еще идет гладко, и в наступившем году есть еще многое, над чем нам надо будет поработать, но надеюсь, что те из присутствующих, кому приходилось взаимодействовать с ФХУ ранее, смогли оценить качественные изменения.

Отдельно хотел бы отметить работу, продленную ФХУ по новому направлению, которое с учетом нынешних политических реалий имеет самый высокий приоритет среди прочих. Речь о реставрации храмов Донбасса.

За период с июня по октябрь 2022 г. ФХУ аккумулировались поступающие от правящих архиереев заявки на проведение реставрационных и восстановительных работ на пострадавших объектах. Всего за это время от 5 епархий Донецкой и Луганской Народных Республик поступило 152 таких заявки.

Представители ФХУ дважды выезжали для проведения осмотров храмов на местах. По результатам первой поездки было отобрано 12 храмов, восстановление которых по ряду параметров было сочтено приоритетным. Среди них 6 храмов Донецкой епархии, 3 храма — Горловской, 2 храма — Луганской и 1 храм — Ровеньковской епархии. В настоящий момент работы на всех храмах завершены. При этом 2 храма на территории г. Мариуполя и 1 храм в г. Горловке восстановлению не подлежали. Были осуществлены работы по демонтажу остатков храмовых зданий и возведению новых деревянных храмов по модульной технологии.

В состоявшуюся в начале октября 2022 г. вторую поездку на территорию ЛДНР вошло 14 храмов.

В настоящее время на основании полученной информации осуществляется составление сметной документации, а также определение источников финансирования восстановительных работ.

Несколько слов о финансировании Программы строительства

Темпы строительства, которые несколько снизились в годы пандемии, вновь набирают обороты.

Самую серьезную поддержку в деле храмостроительства нам оказывает компания ПАО ГМК «Норильский никель». За годы реализации Программы «Норильский никель» построил 6 храмов. В настоящее время попечением этой компании возводится еще 3 храмовых комплекса. Среди них такие масштабные проекты, как храм благоверного князя Димитрия Донского на ул. Ак. Глушко и Успенский храм на Березовой аллее.

Храм на Березовой аллее предлагается сделать главным храмом строителей, что придает этому объекту особую значимость. Генеральным подрядчиком, осуществляющим его строительство, выступает одна из крупнейших компаний столичного строительного рынка — «Мосинжпроект». Благодаря профессионализму ее сотрудников за прошедший год удалось полностью закрыть контур здания храма, установить купола и кресты. Это беспрецедентный результат для объектов такого масштаба.

Активное участие в Программе принимает и Концерн «КРОСТ». На пожертвования этой компании-мецената построено 4 храма, еще 2 храма строится.

Особо следует отметить существенную помощь Московской Патриархии, оказываемую на проектирование и строительство храмов.

Так, в 2021 году финансовую помощь получили 19 приходов, и в результате все статистические данные 2022 года – и по проектированию, и по строительству – свидетельствуют об активизации всех процессов. В 2022 году помощь получили 28 храмов. В связи с этим в 2023 году также предполагается рост статистических показателей по всем пунктам.

Всего же с 2018 года финансовая поддержка была оказана порядка 50 московских храмов.

Освящение храмов

В 2021 году, в связи с непростой эпидемиологической ситуацией, были освящены только 4 храма. В 2022-м освятили уже 8 храмов, и еще более 20 готовятся к чину великого освящения.

Среди освященных в этом году – такие знаковые для нас объекты, как храм великомученика Димитрия Солунского на улице Берзарина и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Некрасовке. Оба храма начинали строиться без участия крупного благотворителя, на энтузиазме настоятелей и общины, обе стройки затягивались в связи с проблемами финансирования, и на обеих площадках на помощь пришел добрый партнер нашей Программы – ПАО «ГМК «Норильский никель».

Также в конце года были освящены храм святителя Николая Мирликийского на ул. Лодочной – духовный центр моряков и речников России и храм равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в Ростокине. Строительство последнего было сопряжено со многими трудностями, в том числе протестными настроениями. Однако в итоге местные жители оказали самую активную поддержку новому храму и приняли деятельное участие в организации приходской жизни.

В заключение своего доклада хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, без чьего непосредственного участия реализация Программы строительства храмов была бы невозможна.

Благодарю за слаженную работу городские структуры: Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Москомархитектуру, главного архитектора города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГБУ «Мосгоргеотрест». Хочу также поблагодарить городские ресурсоснабжающие организации: ПАО «МОЭК», ПАО «Россети», АО «Мосводоканал».

Глубокую признательность выражаю префектам административных округов г. Москвы, их заместителям и ближайшим помощникам.

Благодарю Игоря Михайловича Войстратенко и Николая Александровича Беляева, курирующих Программу строительства храмов со стороны Мосгосстройнадзора.

И, конечно же, хочу выразить благодарность куратору Программы, Советнику Патриарха по вопросам строительства, депутату Государственной Думы ФС РФ Владимиру Иосифовичу Ресину и его помощникам. Владимир Иосифович проводит масштабную работу по всем направлениям строительства. Благодаря его авторитету кардинально сокращаются сроки принятия и реализации важных для строительного процесса решений.

Спасибо Вам большое от всех сотрудников ФХУ, глубокоуважаемый и дорогой Владимир Иосифович!

Сердечно благодарю всех за внимание!

[1]              Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке». — М., 2022. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5971182.html. — Загл. с экрана.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru